.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
07 октября 2009

РАН заняла третье место в испанском рейтинге институтов
Марина Муравьёва

Испанская научно-исследовательская группа SCImago подготовила доклад (SIR — 2009), содержащий результаты оценки 2080 лучших мировых научно-исследовательских институтов и организаций, а также их рейтинг по показателю научной продуктивности. (Полную версию рейтинга можно найти по ссылке: www.scimagoir.com.)

Авторы проанализировали деятельность научных организаций за период с 2003 по 2007 годы. Оценки проведены на основании данных наукометрической системы Scopus, которая охватывает опубликованные статьи в более чем 17000 источниках, содержит около 16 миллионов публикаций и 150 миллионов цитирований. Институты выбирались по следующему признаку: научная продуктивность института в 2007 году должна была составить не менее 100 опубликованных документов, обработанных системой Scopus. Рейтинг содержит следующие показатели: общая научная продуктивность в период с 2003 по 2007 годы (показатель Output), международное сотрудничество, «воздействие» и качество продукции.

Институты РАН, воспринимаемые как единая система (своего рода холдинг большинства научно-исследовательских учреждений РФ) в рейтинге SCImago занимают третье место, уступая по продуктивности лишь Национальному центру научных исследований (CNRS) Франции и Китайской академии наук. МГУ имени М. В. Ломоносова входит в первую сотню мировых исследовательских учреждений.

Всего в рейтинг попали 16 отечественных институтов, 9 из них — университеты. Самые успешные российские исследовательские институты имеют невысокие показатели. Так, показатель Norm. Cit., характеризующий качество статей, подавляющего большинства российских институтов находится в интервале от 0,5 до 1. И только Институт экспериментальной и теоретической физики имени А. И. Алиханова (ИЭТФ им. А. И. Алиханова) и Институт физики высоких энергий (ИФВЭ) имеют этот показатель, сравнимый с лучшими мировыми институтами.

Похожая картина наблюдается и по среднему значению цитирований на документ: к тем же лидерам ИФВЭ и ИЭТФ им. А. И. Алиханова прибавляется Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), которому еще предстоит поработать над увеличением нормированной оценки цитирования.

Уровень «важности» журналов, в которых печатаются российские учёные примерно одинаков и соответствует среднему мировому уровню.

Показатель международного сотрудничества для большинства институтов соответствует среднемировым значениям. Среди российских институтов выделяются ОИЯИ, ИФВЭ и ИЭТФ им. А. И. Алиханова, которые демонстрируют высокий уровень интернационализации исследований.

Сформированный группой SCImago рейтинг исследовательских институтов (как и другие рейтинги Webometrics, QS-THES, Reitor) позволяет оценить возможности стран в производстве научной продукции, попытаться оценить переход каждой из стран к экономике знаний. Специалисты независимого агентства «РейтОР» на основе данных SCImago составили рейтинг стран мира по суммарной научной продуктивности в 2003—2007 годах.

Таблица 1. Рейтинг стран по суммарной продуктивности научно-исследовательских институтов

место

страна

Число научных учреждений

Суммарная продуктивность документов

Доля в общем объёме научной продукции,%

1

США

451

2387268

29,9

2

Китай

197

654278

8,19

3

Япония

159

585858

7,3

4

Великобритания

137

510585

6,3

5

Германия

77

430256

5,3

.....

14

Россия

16

120535

1,5

Из таблицы видно, что США, производя 30 процентов научной продукции, остаются самой крупной «экономикой» нового типа. КНР уже практически сравнялась и начинает превосходить возможности Японии в инновационной экономике.

Каждая из развитых стран (Швеция, Швейцария, Финляндия, Дания и др.) производят от 2 до 7 процентов общего объёма научной продукции. Но ограниченность человеческих ресурсов им пока не позволяет производить более одного процента мировой научной продукции.

Россия не дотягивает до уровня развитых стран и примерно с 1,5% долей мирового объёма научной продукции делит 14—15 место с Бразилией.

Эксперты агентства «РейтОР» определили также вклад каждого из секторов в общий объём мировой научной продукции (таблица № 2).

Таблица № 2. Вклад каждого из секторов в общий объём мировой научной продукции

ранг

сектор

Число организаций

Суммарная продуктивность

Доля в общем объёме научной продукции,%

1

Высшего образования

1513

6090332

76,2

2

Правительственных учреждений

203

1029029

12,8

3

Здравоохранения

322

784746

9,8

4

Корпоративных учреждений

28

68180

0,83

5

прочих

14

14567

0,18

В мировой «экономике знаний» сектор высшего образования играет доминирующую роль. «Правительственный» сектор (государственные НИИ, национальные академии наук) теряет свои позиции в сравнении с исследовательскими университетами. Сектор здравоохранения бурно развивается, но российские НИИ этого сектора практически выключены из этого процесса.

Сектор корпоративных исследований оказался на удивление незначителен (менее 1 процента от общего объёма научной продукции): либо большая часть продукции ложится на патенты и ноу-хау, либо корпоративные научные центры продолжают политику чрезмерной закрытости и секретности.

В ещё одной таблице представлен рейтинг национальных образовательных систем по научной продуктивности. Лидеры выстраиваются практически в том же порядке, что и в первой таблице. На первом месте США с более чем 30% долей общего объёма научной продукции. Но есть и некоторые изменения. Например, Франция с мощным правительственным сектором исследований переместилась в секторе высшего образования с 6-го на 11-е место. А Россия — в силу значительной концентрации исследований в РАН — опустилась с 14-го на 30-е место.

Эксперты «РейтОР» делают следующие выводы по данным группы SCImago: усиливается глобальная конкуренция образовательных систем и сильнейших университетов, достигли значительных успехов восточные «тигры» и «драконы», теперь уже не в индустриальной, а в интеллектуальной сфере. России важно не только не уйти с «последних рубежей обороны», но и найти новые пути к развитию исследовательских университетов и в целом исследовательской системы.

Обсудить на форуме
researcher@