.
поиск
4 декабря 2008

Есть приемы против ломки?
Разработан проект постановления правительства по организации конкурса программ развития исследовательских университетов. Предполагается, что соответствующее постановление будет принято в марте-апреле будущего года. Об этом сообщил заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов, отвечая на вопросы участников недавней онлайн-конференции. Конкурс пройдет в два этапа. На первом будет оцениваться современное состояние вуза и динамика его развития за последние несколько лет, на втором - подвергнутся экспертизе программы развития вузов, прошедших предварительный отбор первого этапа.

Татьяна Возовикова

Разработан проект постановления правительства по организации конкурса программ развития исследовательских университетов. Предполагается, что соответствующее постановление будет принято в марте-апреле будущего года. Об этом сообщил заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов, отвечая на вопросы участников недавней онлайн-конференции. Конкурс пройдет в два этапа. На первом будет оцениваться современное состояние вуза и динамика его развития за последние несколько лет, на втором - подвергнутся экспертизе программы развития вузов, прошедших предварительный отбор первого этапа. Успешность образовательной, научной и инновационной деятельности университета, развитие кадрового потенциала, рост международного и национального признания, показателей финансовой устойчивости - таков минимальный набор целевых индикаторов эффективности, которые собирается применить Министерство образования и науки РФ. “Главный принцип второго этапа - деньги и статус в обмен на обязательства”, - отметил замминистра, уточнив далее, что обязательным условием федерального финансирования вуза будет привлечение им внебюджетных средств.

Интернет-аудиторию беспокоило, не произойдет ли с появлением исследовательских университетов ломки существующего уклада науки. “Мне никогда не нравились слова “ломка”, “революция”, - ответил на прямой вопрос Александр Хлунов. - Мы рассчитываем, что создание исследовательских университетов естественным образом впишется в дальнейшее развитие сектора науки и образования в Российской Федерации, повысив качество образования, результативность научных исследований”.

Готова ли Россия уже в обозримом будущем предоставить выпускникам национальных исследовательских университетов адекватные условия для реализации их потенциала на родной научно-экономической ниве? Замминистра подтвердил курс на обновление научного оборудования, технологий, поддержку целевых программ для молодых ученых и преподавателей. “Главная задача правительства и государства, - подчеркнул он, - состоит в создании инфраструктурных предпосылок для последовательного вступления исследовательского университета в стадию саморазвития”. По утверждению замминистра, проект направлен на качественное развитие отрасли образования, а потому отнесен правительством к рангу приоритетных даже в условиях финансового кризиса.

Участники онлайн-конферен-ции говорили о том, что “нужна программа подъема провинциальной высшей школы” для превращения университетов, бывших пединститутов, в местные научно-исследовательские центры, выпускающие “хороших, крепких специалистов”. Так стоит ли расходовать солидные средства на развитие и без того экономически благополучных элитных вузов? Александр Витальевич отметил, что сегодня российская экономика нуждается в специалистах разных категорий. Поддержка будет обязательно оказана и вузам, готовящим кадры для “реализации технологических процессов и технологий, длительное время существующих на рынке”.

Отвечая на вопрос об изменении размеров заработной платы профессорско-преподавательского и научного состава, Хлунов пообещал, что полномочия руководства университетов по установлению зарплаты сотрудникам в рамках новой организационно-правовой формы будут расширены.

Диалог с замминистра дал возможность представителям разных поколений научной и образовательной общественности, журналистам, родителям абитуриентов уточнить для себя некоторые понятия. К примеру, Александр Витальевич объяснил принципиальные различия между федеральными и национальными исследовательскими вузами. Федеральные вузы призваны стать оплотами формирования кадров для конкретных регионов. Миссия национальных университетов - решать ту же кадровую задачу для высокотехнологичных секторов экономики. Специфика их деятельности - высокая степень интеграции науки и образования, проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, наличие инновационного пояса вокруг университета.

Прозвучало, что помимо уже назначенных указом Президента РФ МИФИ и МИСиС в число национальных университетов имеют шанс попасть около 15 вузов. Статус “национального исследовательского” Минобрнауки предлагает присваивать на 10 лет.

Обсудить на форуме
researcher@