.
поиск
19 ноября 2008

Проверка на паршивость
По оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового рынка образования составляет сегодня 50-60 млрд долларов. Россия занимает на этом рынке очень скромное место, так как на ее долю приходится только 3% от общего числа обучающихся иностранных граждан в мире. “Значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере”, - констатировал директор департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков, выступая на заседании коллегии Минобрнауки РФ “О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг”...

Фирюза Янчилина

По оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового рынка образования составляет сегодня 50-60 млрд долларов. Россия занимает на этом рынке очень скромное место, так как на ее долю приходится только 3% от общего числа обучающихся иностранных граждан в мире. “Значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере”, - констатировал директор департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков, выступая на заседании коллегии Минобрнауки РФ “О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг”.

Говоря об актуальности проблемы, министр Андрей Фурсенко заметил, что экспорт образовательных услуг позволяет, с одной стороны, расширить сферу влияния России, с другой - оценить нашу конкурентоспособность. “Если у нас образование действительно хорошее, то экспорт будет расширяться, а если паршивое, то никаких шансов на то, что к нам приедут учиться, нет”, - заявил министр.

Однако выступающие называли и не связанные с качеством образования факторы, препятствующие расширению экспорта. Например, слабое развитие необходимой инфраструктуры вузов. Так, по словам проректора МГТУ им. Н.Э.Баумана Геннадия Павлихина, технические вузы могли бы принимать и больше иностранных студентов, спрос на инженерное образование есть, но не хватает общежитий.

Ректор МГУ Виктор Садовничий заметил, что большая часть потенциальных иностранных абитуриентов “запугана” ЕГЭ, так как они не знают, как его сдавать. Он также обратил внимание на то, что в российской прессе смакуются криминальные случаи, связанные с иностранными студентами, и совсем нет сюжетов о тех, кто окончил российский вуз и сделал прекрасную карьеру у себя на родине, хотя таких примеров очень много.

Участники говорили о проблемах медицинского обслуживания и обеспечения безопасности иностранцев, о недостаточной развитости сети подготовительных курсов и многих других факторах, препятствующих развитию экспорта российских образовательных услуг.

Важное направление распространения нашего образования в мире - обучение в зарубежных филиалах российских вузов. Сегодня на основании российских лицензий действуют 37 филиалов, созданных 29 вузами (15 государственными и 14 негосударственными). В них обучаются 25 тысяч человек. Только у МГУ им. М.В.Ломоносова, рассказал В.Садовничий, пять фи­­ли­алов: в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Причем все филиалы открыты по просьбам президентов этих стран. Это говорит о том, что качественное образование в ближнем зарубежье востребовано. Особую роль в развитии экспорта играют российско-национальные (славянские) университеты совместного ведения - в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Этот опыт необходимо распространять и в других странах.

В.Садовничий выступил с предложением о создании специальной межведомственной комиссии и о разработке четкой национальной стратегии в этой области. Андрей Фурсенко поддержал ректора МГУ, подчеркнув, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта образовательных услуг без стратегической программы. Разработкой этого документа и должна заняться комиссия, которую министр предложил сформировать в двухнедельный срок. В нее, считает А.Фурсенко, должны войти представители МИД, Минздравсоцразвития, Российского союза ректоров, Российской академии наук и других ведомств.

Обсудить на форуме
researcher@