.

Российская Академия Наук Институт философии

И.В. Маршакова-Шайкевич

РОССИЯ В МИРОВОЙ НАУКЕ
Библиометрический анализ

Москва 2008

УДК 001.19+300.53
ББК 72.4+15.51

В авторской редакции

Рецензенты

доктор филос. наук Э.М. Мирский доктор филос. наук А.П. Огурцов

Маршакова-Шайкевич И.В. Россия в мировой науке: библиометрический анализ [Текст] / И.В. Маршакова-Шайкевич ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. -М. : ИФРАН, 2008. - 227 с. ; 20 см. - Библиогр.: с. 207-209. - 500 экз. - ISBN 978-5-9540-0100-6.
В монографии исследуются позиции России в меняющейся картине мировой науки по материалам баз данных Web of Science и Web of Knowledge за 11 -летний период 1991 -2002 гг, Проводится сравнение вклада СССР в период 1981-1991 гг, и России в период 1991-2002 гг. Вводится понятие "научного профиля страны" и обсуждаются первые результаты изучения научных профилей 50 стран, которые представлены в виде карты "Пространства научных профилей", место России в этом пространстве. На основе обширных библиометрических данных анализируется "удельный вес" российской науки в мировой системе знания. Книга адресована специалистам в области информационного анализа, методологии познания, управления наукой, а также широкому кругу читателей, интересующихся судьбой современной российской науки.

ISBN 978-5-9540-0100-6

© Маршакова-Шайкевич И.В., 2008
© ИФ РАН, 2008

Содержание
От автора

Введение. Количественный анализ научного знания

ГЛАВА 1. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ НАУКИ
Два направления в библиометрических исследованиях науки: простая и структурная библиометрия

Материал исследования в библиометрическом анализе науки

Библиографические базы данных ISI Thomson Scientific
Структура базы данных Web of Science
База данных ISI NATIONAL SCIENCE INDICATORS

База данных WEB of KNOWLEDGE:
ISI ESSENTIAL SCIENCE INDICATORS
Библиометрические показатели СССР для периода 1991-2002 гг.

ГЛАВА 2. ЦИТИРОВАНИЕ В НАУКЕ

Феномен цитирования
Показатели цитирования

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТРАН МИРА В КОНЦЕ XX ВЕКА

Исследовательская активность стран в период 1993-1997 гг.
Вступление
Исследовательская активность стран
Ранжирование стран с учетом экономических показателей
Статистика цитирования
Вклад лидирующих стран в науку: NSI Standard
Вклад России в развитие естественных наук: NSI Deluxe
Россия среди посткоммунистических стран Европы и республик бывшего СССР
Вклад России в социальные и гуманитарные науки: 1996-2000 гг.
Структура мирового и национального научного корпуса в естественных науках
Ассигнования в российскую науку

ГЛАВА 4. НАУКИ О ЖИЗНИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тематический спектр наук о жизни
Анализ показателей воздействия областей знания в науках о жизни
Исследовательская активность в науках о жизни
Анализ базы данных ISI Web of Knowledge: EST
Место России в международном научном потоке публикаций в областях наук о жизни

ГЛАВА 5. РОССИЯ В "МИРОВОМ НАУЧНОМ КЛУБЕ" 1993-2002 ГГ.

Динамика исследовательской активности ведущих стран мира

Введение
Библиометрическая характеристика науки
Динамика исследовательской активности стран в области естественных и социальных наук
Динамика исследовательской активности стран в области гуманитарных наук
Заключение

Тематический спектр исследовательской активности России
Динамика структуры мирового научного корпуса публикаций
Тематический спектр научного корпуса России
Анализ научных профилей России и других стран мира

Г

ЛАВА 6. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН ЕС В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Вступление
Исследовательская активность стран ЕС
Методика анализа сотрудничества стран ЕС
Карты научного сотрудничества стран ЕС
Заключение

ГЛАВА 7. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ В ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
Библиометрическая оценка российских научных журналов в области естественных наук

Вступление
Методика оценки научных журналов
Показатели воздействия областей знания
Анализ "Стандартных показателей воздействия" российских научных журналов
Анализ международных научных журналов в области философских и исторических наук, представленных в базе данных общественных наук SSCI .

Вступление
Библиометрические показатели социальных наук
Анализ научных журналов в области философских и исторических наук
Заключение

Заключение. Позиции России в мировой науке

Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Исследовательская активность стран в период 1996-2000 гт ..

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели цитирования 166 стран в период 1996-2000 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Место России в естественных науках: 1998-2002

От автора

Целью, которую автор ставил при написании настоящей монографии, было оценить вклад стран, и прежде всего России, в меняющейся картине развития мировой науки. Традиционным полем слежения за развитием научного знания выступает анализ публикаций, которые представлены в научных журналах. Основным методологическим инструментом являлся библиометрический подход к исследованию науки, который позволяет следить за исследовательской активностью страны как в целом, так и в отдельных отраслях знания. Оценка научных журналов, шире - научной периодики до сих пор остается одной из основных проблем современной библиометрии. В мире публикуется свыше 12 тыс. научных журналов, около 10 тыс. из которых вводятся в мировые базы данных ISI/Thomson Scientific и закупаются национальными библиотеками и высшими учебными заведениями большинством ведущих в науке стран (США, странами ЕС, Канады, Японии и др.). Оценка научной периодики всегда была важным аспектом в информационной, научной и образовательной деятельности не только библиотек и учебных заведений, а также продуцентов современных информационных систем. Для каждой страны важно, какие журналы этой страны представлены в мировом научном корпусе, какое место они занимают в отдельной области знания, какие журналы являются лидирующими в отдельных отраслях науки.

Период 1981-2002 гг. был сложным в политическом и экономическом смыслах для СССР и России; смена полической и экономической системы в государстве не могла не сказаться на состоянии и развитии научной деятельности в стране. Научная политика, проводимая в 10-летний период существования России как независимого государства, привела к изменению позиций России в мировой науке.

При изучении вклада России в общемировой прогресс автор хотел выйти за рамки анализа только развитых в научном отношении стран, за счет привлечения библиометрического материала по развивающимся странам Азии, Южной Америки и Африки. Исследования проводились на обширном материале, включающем более 160 стран мира. Сам перечень этих стран, различных по политико-экономическому укладу, уже показывает, как изменился "научный мировой клуб" в 3 тысячелетии, как много стран в настоящее время участвуют в развитии науки; нам же предстоит выяснить, какие страны являются лидерами в науке, какое место среди них занимает Россия, насколько существенен вклад развивающихся стран в общемировой прогресс и в каких областях знания. Все выше сказанное и определило структуру настоящей монографии.

Введение посвящено количественному анализу научного знания, концепциям и моделям развития науки. В первой главе описывается библиометрический подход к исследованию науки, простая и структурная библиометрия как инструменты анализа при изучении научного прогресса. Большое внимание в монографии уделяется материалу исследования - современным базам данным, и прежде всего базам данным ISI/ Thomson Scientific на электронных носителях, а также доступных посредством Интернета: Web of Science и Web of Knowledge -первая глава монографии. Вторая глава посвящена цитированию в науке - важной компоненте библиометрического анализа. Здесь же приводятся показатели цитирования, представленные в базах данных ISI, на примерах отдельного автора, стран и областей знания.

Главы 3, 4 и 5 посвящены библиометрическому анализу науки: представлена исследовательская активность стран, вклад России в развитие естественных, социальных и гуманитарных наук, а также ранжирование 100 стран с учетом экономических показателей, показано место России среди посткоммунистических стран Восточной Европы и республик бывшего СССР (глава 3). Отдельно представлен анализ наук о жизни, выявлено место России в отдельных областях этих наук и показаны высокоцитируемые работы российских авторов, выявленные по базе данных Web of Knowledge (глава 4). В главе 5 представлены первые результаты изучения научных профилей 50 стран, отраженные на карте "Пространство научных профилей" на основе сравнения структур мирового корпуса научных публикаций с национальными корпуса этих стран.

В главе 6 показано место России в международном сотрудничестве 10 "новых" стран ЕС в области социальных наук, представлена карга связей между странами и обсуждаются полученные результаты. Глава 7 посвящена библиометрической оценке научной периодики. Основной частью здесь является библиометрический анализ российских естествен но-научных журналов, представленных в базах данных SCIex, и соответственно в базе данных JCR:Science Edition. Рассчитанные "Стандартные показатели воздействия" позволили сравнивать российские журналы из разных областей знания и выявить рост и спад этих показателей для отдельных российских журналов в 20-летний период. Кроме того, в этой главе дается анализ научных журналов в области философских и исторических наук, индексируемых в базе данных общественных наук SSCI и представленных в базе JCR:Social Science Edition. Анализ журналов по областям знания позволил создать карту связей между этими областями и назвать 24 журнала, которые имеют хорошую репутацию в научном сообществе и должны быть представлены в научных библиотеках России.

В Заключении подводятся итоги позиций России и лидирующих стран в мировой науке, показаны ранги России в 17 областях естественных наук, проводится сравнение вклада СССР и России в мировую науку, обсуждаются тенденции развития науки в странах, относящихся к трем крупным географическим регионам: 1) Европе, 2) странам Дальнего Востока и 3) богатым, малочисленным странам Аравии и некоторым африканским странам.

Исследования науки библиометрическими методами продолжались и продолжаются. Данная монография подводит итоги 5-летней работы автора в этой области. Некоторые исследования, представленные в настоящей монографии, были поддержаны грантами российского правительства: грант РГНФ 04-03-00275а, а также фантами РФФИ 01-06-80165а и 04-06-800275а. Пользуясь случаем, автор выражает благодарность этим фондам за финансовую поддержку исследований. А

втор хотел бы выразить благодарность доктору Генри Смоллу (H.Small), который любезно предоставил возможность доступа к базе данных Web of Knowledge в институте ISI/Thom-son Scientific (г. Филадельфия) в 2002 г., а также доктору Яну зловскому (Jan Kozlowski) за возможность работы с базой данных National Science Indicators в KBN (г. Варшава). Автор также выражает благодарность А.П. Огурцову и Э.М .Мирскому -рецензентам данной монографии, за мудрые советы и важные замечания. Автор благодарен сотрудникам Издательского отдела ИФ РАН за внимательное отношение к тексту рукописи и оформлению книги.

Все пожелания читателей автор с благодарностью примет.

ВВЕДЕНИЕ. Количественный анализ научного знания

В методологических исследованиях интерес к тематическому строению науки был вызван общей эволюцией науки. К 70- 80 гг. XX столетия фронт таких исследований значительно расширяется, интенсивное развитие получают эмпирические исследования, относящиеся к социологии науки и социальной психологии науки, к наукометрии и научным коммуникациям. В это же время активно обсуждаются концептуальные модели науки Поппера, Лакатоша, Куна, Тулмина, Прайса и многих других в контексте когнитивной и социальной институционализации научной области и научной специальности (Р.Уитли, Н.Сто-рер, Д.Чубин, Т.Ленуар, Н.Маллинз и др.). Ученые осознают, что любая теория науки не может абстрагироваться от дисциплинарного строения науки, не может не делать научную специальность центральной аналитической единицей. В качестве исходных единиц наблюдения все чаще начинают использоваться публикации и ссылки, имеющиеся в них. Однако эмпирические исследования по изучению научных специальностей проводятся, как правило, на примерах конкретных областей знания; онкологии (Д.Чубин, К.Студер), физики высоких энергий (Д.Крейн), биологии (Н.Маллинз) и др. Подобные исследования, проводимые в основном в социологии науки, не имели и не могли иметь своим объектом науку в целом, хотя в некоторых из них применяемая исследовательская техника давала возможность работать с крупными массивами данных. Именно в тот период в исследованиях науки появляются и обсуждаются такие понятия, как "парадигма науки", "исследовательская программа", "сплоченная социальная группа" и др. В 70-е гг. XX столетия обсуждаются проблемы дисциплинарной структуры науки, ее генезиса в работах А.П.Огурцова, эмпирический анализ научного знания в работах М.А.Розова и др.

Параллельно с обсуждением этих концепций и моделей развития науки ряд исследований посвящен проблемам формирования и развития новых научных направлений и картографированию науки в целом, а также изучению научного знания и научной деятельности в их социологических аспектах, которые опираются на разнообразные формы анализа цитирования и изучают научные группы и типы научной коммуникаци (исследования Р.Мертона и его учеников, Ю.Гарфилда, Г.Смолла, Б.Гриффита и др.). Как правило, эти исследования базировались на библиометрическом подходе к анализу науки и изучали социальные и когнитивные формы репрезентации знания на уровне научной специальности (как уже отмечалось выше), опираясь на публикации в естественных и социальных науках. Д.Прайс отмечал, что научная информация есть нечто гораздо большее, чем только проблема научной литературы и научных библиотек. Научная статья отнюдь не является неизменной единицей информации, которую публикуют, накапливают, находят и выдают по требованию. Она - меняющаяся часть социальной ткани науки, и она производится в одних условиях, а используется в других [Прайс Д., 1976]. Развивая эту идею Д.Прайса, можно выделить два аспекта в использовании научной информации: практический и стратегический. Практический аспект связан с поиском информации, ее хранением и доведением до ученых и научных администраторов.

Что же касается стратегического аспекта использования научной информации, то он прежде всего связан со слежением за развитием науки и анализом изменений структур науки. При слежении важно фиксировать долгосрочные изменения в тематическом спектре научных проблем, т.е. выявлять именно тенденции в развитии науки, а не информацию о научных проблемах (как в первом случае). Важность этого аспекта была осознана в 1960-1970 гг. узким кругом специалистов, как было отмечено выше, занимающихся науковедческими исследованиями.

Библиометрия, как методологический инструмент анализа науки, зарождается в 60-е гг. XX в. и связана с количественным изучением документальных массивов публикаций. Во многих странах мира, и прежде всего в странах Европейского сообщества, для оценки состояния и развития науки, как правило, используются три группы показателей, описывающих основные аспекты инновационной деятельности: 1) статистические показатели развития науки (затраты на исследования и разработки, численность научного персонала и пр.), 2) патентная статистика и 3) библиометрические показатели: число научных публикаций, их цитируемость и др. Если показатели, относящиеся к первой и второй группам, отражают первую стадию инновационного процесса, то показатели третьей группы -библиометрические - отражают степень активности и продуктивности фундаментальных и прикладных исследований в стране, их вклад в развитие научного знания. Таким образом, одним из подходов к количественному анализу науки может быть библиометрический. В последние годы библиометрический анализ широко используется для выявления вклада стран в развитие науки; как правило, такие исследования, начало которых можно отнести к первой половине 1990-х гг., проводятся по заказам правительств различных в экономическом и политическом отношениях стран. В данной работе будут представлены основные результаты библиомерической оценки вклада стран в общемировой прогресс, а также показано место России среди ведущих стран мира как в естественных науках, так и в социально-гуманитарных.

Следующая глава будет посвяшена библиометрии - сравнительно новому подходу в исследованиях науки, подходу, который сформировался в рамках науковедческих исследований в период создания библиографических баз данных.