.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Научно-исследовательский институт прикладной этики

В.И. Бакштановский
Ю.В. Согомонов

ОЙКУМЕНА
ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ:
МОДЕЛИ НОВОГО ОСВОЕНИЯ

Том первый

Тюмень - 2007

УДК 172/179
ББК Ю 715
Б 199
ISBN 978-5-88465-833-8

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007. - 390 с.

Завершая монографию "Введение в прикладную этику" (2006), авторы поставили перед собой следующую задачу: испытать свою концепцию ее "работой" в исследовании и развитии нормативно-ценностных подсистем сегментированной жизни общества. В том числе - продемонстрировать эффективность know-how прикладной этики. Новая монография авторов - шаг в такого рода испытании. В основе монографии - идея нового освоения этико-прикладным знанием некоторых из территорий Ойкумены прикладной этики, с которыми непосредственно связана биография развиваемого авторами направления. Три главы монографии посвящены журналистской этике, этике научно-образовательной деятельности, политической этике. В каждой главе представлены материалы этико-прикладных разработок, которые позволяют представить феномен конкретизации морали в "малых системах", с одной стороны, потенциал технологий приложения - с другой.

Редакторы выпуска И.А. Иванова, Н.В. Самойлик.
Оригинал-макет И.В. Бакштановской.
Художник М.М. Гардубей.

В подготовке выпуска участвовали:
М.В. Богданова, И.А. Михайлова, А.П. Тюменцева.

ISBN 978-5-88465-833-8

© В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. 2007.

Содержание

Введение.
Ойкумена прикладной этики как "район нового освоения"
"…Прибудет Сибирью"
Идея нового освоения
Ресурс нового освоения
"Повестка дня" нового освоения: "не числом, а умением"

Глава 1.
"Миссия пера" и/или "минимальный стандарт"

1. Критика "повестки дня" и идентификационная матрица
2. Нормативно-ценностная система журналистики: идентификация и самоидентификация
2.1. Профессиональная этика журналистов: предназначение и/или функция, этика и/или деонтология
2.2. Нормативно-ценностная система журналистики как вид прикладной этики
2.3. Этика журналистов как нормативно-ценностная система профессии
2.4. Гипотеза о нормативно-ценностной системе журналистики как об этике высокой профессии
2.5. Мировоззренческий ярус
2.5.1. Служение в профессии
2.5.2. Выбор профессии как моральный выбор
2.5.3. Журналист как субъект морального выбора
2.5.4. "Стремление к достижению" или "бегство от успеха"?
2.6. Профессия как корпорация: "дух" и "правила игры"
2.7. Саморегулирование профессии: "заказ" для профессиональной этики
3. Проектный образ
3.1. "Тюменская этическая медиаконвенция"
3.2. Идея-технология проекта: комментарии к "случаю"
3.3. ТЭМК: идентификационный анализ

Глава 2.
"Сфера образовательных услуг" и/или "высокая профессия"?

1. Критика "повестки дня" и идентификационная матрица
2. Нормативно-ценностная система образовательной деятельности: идентификация и самоидентификация
2.1. Ценностные ориентиры образовательной деятельности (глобальное и локальное)
2.2. "Моральное измерение" профессионализма
2.3. Этические документы
3. Миссия-кредо университета: анализ случая
3.1. Миссия-кредо Тюменского государственного нефтегазового университета
3.2. Комментарии
3.2.1. Методологическая позиция
3.2.2. Язык рефлексии
3.3. Опыт пути: от ригористической идеи к конвенциональному проекту
3.3.1. Археология проекта
3.3.2. Экспертиза гипотезы о ценностных ориентирах самоопределения университета
3.3.3. "Декларация о миссии"

Глава 3. Моральный выбор в политике: категорический императив или этика политического успеха?
1. Критика "повестки дня" и идентификационная матрица
2. Нормативно-ценностная система политики
2.1. Политическая этика как конкретизация общеобщественной морали
2.1.1. Политическая этика как вид прикладной этики
2.1.2. Идея гетерохронности общеобщественной морали и политической этики (морали)
2.1.3. Идея коэволюции политической этики и этики гражданского общества
2.1.4. Идея ориентации политической этики на реально-должное
2.2. "Моральное измерение" политики
2.2.1. Гуманизация политики как общеморальная задача
2.2.2. Гуманизация политики как задача политической этики
2.3. Профессионализм как ценность
2.4. Этико-праксиологическая интерпретация императивов политического успеха
2.5. Мировоззренческий и нормативный ярусы политической этики
2.5.1. Политика как служение Делу
2.5.2. Кодексы политической этики
3. Политическая этика как проектно-ориентированное знание
3.1. Освоение инновационных ситуаций трансформирующегося политического этоса
3.2. "Двадцать лет спустя": выберет ли постсоветская Россия ценности гражданского общества?
3.3. Кодекс депутатской этики: идеология и технология консультирования
3.3.1. Стартовая ситуация
3.3.2. Первая консультация
3.3.3. После первой консультации
3.3.4. Вторая консультация

Введение
Ойкумена прикладной этики как "район нового освоения"

"…Прибудет Сибирью"

"Не создается этического прецедента. Не создается, хоть плачь. Этика есть, кодексы, хартии есть, а прецедента нет. В смысле поступка такого, чтоб охнуло пространство, да "вскрикнул в испуге остановившийся пешеход"… Очень хочется прецедента. Хоть маленького. Ибо "у человека нет другого выбора - он должен оставаться человеком". Со своим любимым Ежи Лецем не могу не согласиться", - писал президент Фонда защиты гласности А.К. Симонов в газете "Русская мысль" (06.11.2000). Автор - участник-консультант заключительного семинара в проекте "Тюменская этическая медиаконвенция" (ТЭМК) - надеялся, что один из ожидаемых им прецедентов будет связан с созданием этой Конвенции, назвав свою статью с рассказом о проекте "…Прибудет Сибирью".

Надежда автора была, на наш взгляд, связана с особенностью проекта. Если его целью являлось воздействие на стихийный процесс саморегулирования журналистского сообщества, а Конвенция рассматривалась в качестве ориентира самоопределения и способа собирания этого сообщества, атомизированного в ситуации кризиса идентичности, то, в качестве обязательного условия - участвуя в проекте, консультант на своем собственном опыте убедился в этом - эффективности проекта было создание Конвенции (со)авторскими усилиями самих журналистов. И задачей работающих в проекте исследователей было не поддаться соблазну самим (вместо журналистов) подготовить искомый документ и представить готовый текст на одобрение "широким журналистским массам". Но, одновременно, и "не умыть руки", а предложить "цеху" содействие в его стремлении активизировать процесс саморегулирования. Например, в рефлексии мотивов такой активизации: важно было проблематизировать фактическое доминирование прагматических мотивов саморегулирования, отражающих опасения "цеха" в связи с намерениями власти и бизнеса ограничить свободу слова, и пробудить мотив самокритики "цехом" той моральной ситуации, в которую он вовлечен; в критическом преодолении односторонних моделей-образов кодекса: либо заформализованного бюрократического документа для начальственного контроля и санкций в адрес подчиненных, либо инструкции по технике безопасности, либо, наоборот, ни к чему конкретно не обязывающей декларации.

Содействие каким образом? Предложив профессиональному сообществу журналистов потенциал идей и технологий этико-прикладного знания. Отсюда один из основных способ существования проекта - проблемные семинары, в том числе в режиме игрового моделирования (например, для освоения материалов зарубежного и отечественного опыта саморегулирования через кодексы, представленные в своеобразной хрестоматии "Профессиональная этика журналиста"). А в качестве способа проектирования фрагментов этической Конвенции были избраны экспертно-консультативные опросы.

Прикладная этика представлена в этом проекте в формате проектно-ориентированного кейса, "случая" проектирования особой модели профессионально-нравственного кодекса - ТЭМК. Случая-прецедента специально ("по функции") произведенного знания, нацеливающего процесс познания нормативно-ценностной системы на ее развитие через конструирование инфраструктуры, проектирование ценностного ориентира самоопределения корпорации, через организацию этической рефлексии профессионального сообщества и т.п. Случая-прецедента "встречного движения" исследователей в сфере прикладной этики - и профессионального сообщества журналистов, активно заинтересованных в рефлексии профессионально-нравственной ситуации и в (со)авторском участии в процессе проектирования институтов саморегулирования. Случая-прецедента наглядного развития содержания Конвенции от этапа к этапу реализации проекта.

Методология проектно-ориентированного кейса предполагала, с одной стороны, категорический отказ от "казенной" процедуры написания банального кодекса - формального текста, обреченного на бесплодность уже самим процессом работы над ним, процессом, выдающим его квазиэтичность. С другой - совмещение притязания на модельность Конвенции как универсального элемента инфраструктуры саморегулирования высокой профессии с этосным эффектом польдера: создание отвоеванной у стихии, защищенной и возделанной "территории" профессиональной этики, островка Ойкумены с названием "Конвенция".

Масштаб "случая" определяется, во-первых, тем, что Конвенция выступает здесь в роли интегрального профессионально-этического института, представляющего важнейшие элементы нормативно-ценностной системы журналистики. Во-вторых, инновационностью идеи и структуры Конвенции, в которой доминируют непривычные для традиционных профессионально-этических кодексов разделы. В-третьих, стремлением преодолеть и в обыденном профессионально-нравственном сознании, и в сознании некоторых исследователей целый ряд требующих критики стереотипных подходов и суждений, значительно снижающих эффект анализа и самоанализа ценностей и "правил игры" профессионального сообщества, а также эффект собственно кодифицирования.

Остановимся, чтобы устранить риск исчерпать уже во Введении к монографии содержание ее первой главы, значительное место в которой как раз и занимает проект ТЭМК. Пора напомнить, что, завершая монографию "Введение в прикладную этику" , представляющую результаты многолетней нашей работы над концепцией прикладной этики (предпосылки прикладной этики, ее природа, основания "малых" нормативно-ценностных систем (подсистем), алгоритм конкретизации морали в "малых системах" на примере идентификации общепрофессиональной морали), мы писали о необходимости испытания нашей концепции - как и иных версий природы и оснований прикладной этики - ее "работой" в исследовании и развитии конкретных "малых систем", в том числе эффективностью know-how прикладной этики: технологий, институций, инфраструктуры, проектов и программ, этико-прикладных игр, конвенций, учебных пособий; инициированием экспертизы и консультирования значимых для общества проектов и т.д.

Монография "Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения" - очередной шаг в такого рода испытании. Испытании, проводимом на некоторых из территорий Ойкумены прикладной этики, в освоении которых зародилось и развивается наше направление .

См также:
Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2006.
Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007.