.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
15 сентября 2008

Проект "Типовая методика оценки результативности научных организаций государственного сектора в Российской Федерации"

Целью проведения оценки результативности научных организаций государственного сектора является увеличение вклада сектора науки в рост экономики и общественного благосостояния.

Проведение оценки результативности научных организаций государственного сектора позволяет повысить эффективность управленческих решений в сфере науки, за счет чего обеспечивается решение следующих задач:

повышение эффективности механизмов стратегического и оперативного управления в сфере науки;

повышение эффективности бюджетных расходов в сфере науки;

повышение вклада сферы науки в рост конкурентоспособности национальной экономики.

Оценка результативности научной организации производится на основе перечня показателей результативности (приложение № 1 к настоящей Методике).

Оценка результативности научной организации производится в следующие этапы:

определение референтной группы научной организации;

определение балльной оценки показателей;

подсчет интегрального значения результативности организации;

формирование оценочного заключения.

Референтной группой научной организации считается группа научных организаций,  имеющих сходные цели деятельности и осуществляющих деятельность в сходных условиях (прил. 4). Референтная группа научных организаций формируется на основе сходства одного или ряда следующих базовых признаков:

цели и  вид научной деятельности (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, проектно-конструкторская деятельность, опытное производство);

профиль научных исследований;

требования к уровню результатов научной деятельности;

виды финансирования, формы собственности.

Референтная группа для оцениваемой научной организации избирается на основе типовых референтных групп, утверждаемых в составе настоящей методики. При невозможности отнесения конкретной научной организации к одной из типовых референтных групп, референтная группа определяется экспертно.

Для каждого направления оценки результативности устанавливается относительный вес направления, исходя из особенностей деятельности научных организаций данной референтной группы. Типовые веса направлений устанавливаются в составе настоящей Методики.

Уровень средних значений показателей определяется исходя из избранной референтной группы.

С целью установления балльной оценки состояния показателей научной организации каждому из показателей присваивается балл в соответствии со следующими условиями:

один балл присваивается, если состояние данного показателя научной организации ниже среднего по референтной группе.

два балла присваивается, если состояние данного показателя научной организации отражает среднее значение показателя для референтной группы.

три балла присваивается, если  состояние данного показателя соответствует среднему значению среди наиболее успешных научных организаций референтной группы (наиболее успешные 5-10% организаций).

четыре балла присваивается, если состояние показателя соответствует значению наиболее успешных научных организаций (наиболее успешные 5-10% организаций) по данному  показателю в России.

пять баллов присваивается, если состояние показателя соответствует среднему значению показателя лучших организаций-эквивалентов в ведущих странах мира.

При анализе состояния показателя для выбора соответствующего балла допустимые отклонения значения избираются исходя из масштабов и специфики каждого отдельного индикатора, а также, среднего значения и разброса соответствующего целевого ориентира. Допустимые отклонения не должны превышать 5-10% от среднего значения.

При выявлении значительного разброса значений показателей по одному направлению оценивания эксперт дает дополнительное пояснение.

Сумма баллов по отдельному направлению оценки результативности научной организации вычисляется по следующей формуле:

S гр = (Sпок / Sмакс) * 10, где

S гр – сумма баллов по данному направлению оценки, от 1 до 10

Sпок – сумма баллов по показателям

Sмакс – максимальная сумма баллов по данному направлению оценки

Сумма баллов по отдельному направлению оценки пересчитывается с учетом веса данного направления  оценки.

Сумма баллов по всем направлениям оценки суммируется. Итоговая сумма считается интегральным показателем результативности научной организации.

Научная организация считается набравшей минимальные показатели, если сумма баллов по группе составляет ниже 3. На основании анализа предложенных групп показателей экспертом выносится суждение по каждому из критериев.

При вынесении рекомендации об отнесении научной организации к первой группе первоочередным критерием следует считать ресурсную несостоятельность научной организации.

По направлениям естественных и технических наук основным критерием ресурсной несостоятельности является наличие минимального балла по кадровому показателю ресурсов, показателям необходимого оборудования, машин, сооружений.

Если по данным показателям научная организация имеет минимальный балл, организацию  следует считать имеющей минимальный балл по всему блоку показателей ресурсов.

Если при удовлетворительном уровне материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов организация имеет минимальный балл по финансовым, организационным и/или иным показателям, в отношении научной организацию следует рекомендовать проведение реструктуризационных мероприятий.

В случае, если научная организация отнесена к первой категории и при этом располагает рядом ключевых ресурсов (например, кадровыми при несостоятельности материально-технических или наоборот) на удовлетворительном уровне, следует рекомендовать перевод таких ресурсов под управление других научных организаций.

Для организаций в области гуманитарных наук основным критерием ресурсной несостоятельности следует считать недостаток кадровых ресурсов. Если по данным показателям организация имеет минимальный балл, по всему блоку ресурсов организацию следует считать имеющей минимальный балл.

Если при наличии удовлетворительных кадровых и интеллектуальных ресурсов организация имеет минимальный балл по финансовым, организационным и/или иным показателям, в отношении научной организации следует рекомендовать проведение реструктуризационных мероприятий.

К числу основных случаев, при которых необходимо в отношении научной организацию рекомендовать проведение реструктуризационных мероприятий, относятся:

недостаточность кадровых, материальных ресурсов при среднем уровне демонстрируемой научной результативности;

недостаточность финансовых ресурсов при среднем уровне демонстрируемой научной результативности;

несоответствие располагаемых ресурсов и демонстрируемой научной результативности;

частичная утрата научного профиля:

для академического сектора: высокая доля непрофильной деятельности;

для ведомственных научно-исследовательских организаций и государственных научных центров: высокая доля непрофильной деятельности, низкий уровень коммерциализации результатов, недостаточная связь с реальным сектором.

Приложение № 1
Направления и показатели оценки результативности научной организации
Направление оценки Критерии оценки Показатели оценки
1. Научный потенциал и результативность научных исследований 1.       Важнейшие научные проекты Перечень 5-10 важнейших реализуемых либо завершенных научных проектов за период оценивания.
Краткое описание важнейших проектов
Основные партнеры при реализации важнейших проектов
Основные научные результаты важнейших проектов
Объем финансирования по важнейшим проектам
Количество вовлеченных научных сотрудников
2.       Публикационная активность Число первичных публикаций за отчетный период, в том числе с разбивкой по типам публикаций
Число публикаций в журналах, входящих в национальный и иностранный списки ВАК
Число публикаций в журналах, зарегистрированных в SCI (SCOPUS)
Число публикаций с индексом цитирования более 5 за последние 5 лет
Число публикаций с индексом цитирования более 20 за последние 5 лет
Число сотрудников, опубликовавших не менее 1 статьи за год
Число сотрудников, опубликовавших более 5  статей за период оценивания
Перечень 20 публикаций с максимальным индексом цитирования за период оценивания
Средний индекс цитируемости одной статьи
Средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были публикации
Доля работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором
Средний импакт-фактор работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором
3.       Официальные научные школы Число школ Число вовлеченных сотрудников Объем финансирования
Краткое описание научной деятельности
4.    Система научных защит Перечень действующих диссертационных советов Количество и тематика кандидатских, докторских защит Перечень специальностей, по которым производятся защиты
2. Коммерциализация и прикладное значение результатов исследований 5.    Применение результатов исследований в экономике. Описание использования 5-15 важнейших разработок научного учреждения за последние 5-10 лет в промышленности;  в том числе: новизна изобретения, место изобретения в технологической цепочке, масштабы применения изобретения.
  1. Совместная работа с предприятиями Договора на НИР и НИОКР, полученные от предприятий
  2.       Разработанные инновационные технологии Поступления от передачи технологий
    Объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие организации: перечень. Численность научных сотрудников, обладающих правами на объекты интеллектуальной собственности.
  3.       Инфраструктура коммерциализации знаний Бизнес-инкубаторы, технопарки и т.п. при научной организации. Маркетинговые подразделения
  4.       Коммерческие старт-апы, возникшие на базе разработанных технологий Перечень и краткое описание старт-апов источник поддержки (если есть) стадия коммерциализации основные достигнутые результаты среднесрочная перспектива.
  5.       Патенты, полученные научным учреждением за отчетный период Перечень национальных и иностранных патентов, полученных за период оценивания
3. Вовлеченность организации в национальное и мировое научное, образовательное сообщество 1.   Совместные международные и национальные исследовательские проекты Перечень и краткое описание международных и национальных исследовательских проектов, выполняемых в кооперации с институциональным партнером: научные результаты, объем финансирования, количество вовлеченных научных сотрудников.
2. Гранты и контракты с иностранными организациями
3. Организация и участие в национальных и международных конференциях, семинарах, иных научных событиях. Конференции, конгрессы и иные научные события, организованные научным учреждением, в том числе: в ротационном, инициативном порядках
  Число докладов, представленных сотрудниками на конференциях (российских, международных) с разбивкой по типу (приглашенный, инициативный) и форме представления (устный, постерный)
  Перечень постоянно действующих научных семинаров, анонсируемых на вебсайте научного учреждения.
  Число командировок в национальные и иностранные ведущие научные центры длительностью не менее 5 рабочих дней.
  Учредитель научных журналов, включенных в список ВАК либо имеющих ISSN.

4. Приглашения (участие) сотрудников в представительных национальных, иностранных, международных органах, комитетах, экспертных группах.

Перечень сотрудников, состоящих членами постоянных комитетов, редколлегий представительных отечественных и международных организаций
5. Признание заслуг организации на национальном и международном уровне. Перечень призов, наград, премий, почетных званий, полученных организацией, отдельными ее сотрудниками за период оценивания.
  Участие организации в национальных или международных научных сетях

6. Научный обмен с национальными и иностранными научными организациями.

Научные сотрудники иных национальных и международных организаций, осуществляющие исследовательскую деятельность за период оценивания. Сотрудники организации, осуществляющие исследовательскую деятельность в иных международных и национальных научных организациях за период оценивания.
7.   Совместные исследовательские и образовательные проекты с национальными и иностранными ВУЗами; Совместные исследовательские центры Базовые кафедры научной организации при ВУЗе Совместные научно-исследовательские лаборатории
  8.   Преподавательская деятельность сотрудников. Должности в ВУЗах, занимаемые сотрудниками научного учреждения Лекции, курсы, преподаваемые в ВУЗах сотрудниками научного учреждения
  9.       Центры коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками, поддержанные Роснауки Перечень ЦКП
4. Кадровая обеспеченность организации Кадровые ресурсы научной организации; соответствие квалификации научных кадров потребностям проводимых исследований. Численность научных сотрудников, распределение научных сотрудников по полу (в том числе с разбивкой по подразделениям)
Удельный вес сотрудников с учеными степенями
Наличие концепции (плана) привлечения и удержания научных кадров высокой квалификации Основные сложности при поиске и привлечении высококвалифицированных научных кадров.
Мероприятия по развитию научного потенциала сотрудников Система внутренних конкурсов, премий и т.д.
  Действующие стипендиальные либо обучающие программы для сотрудников организации
Наличие формализованной системы продвижения молодых ученых Описание концепции, условий и т.п. продвижения молодых ученых
    Численность молодых ученых до 30 лет
   
    Численность аспирантов, и стажеров
  Средняя заработная плата научных работников
  Средняя заработная плата ИТР и рабочих
5. Ресурсная обеспеченность организации Обеспеченность площадями для научной работы Основные площади
    Вспомогательные площади
    Доля площадей, занятых научных оборудованием
    Доля площадей, сдаваемых в аренду (в общей площади зданий)
    Удельный вес площадей, требующих капитального ремонта, в общей площади зданий.
  Обеспеченность научным оборудованием и необходимыми условиями научной работы Основные фонды, в т.ч.: Здания и сооружения Машины и оборудование Библиотечный фонд Нематериальные основные фонды
    Удельный вес машин и оборудования в возрасте до 3 лет включительно в общей стоимости машин и оборудования.
    Удельный вес стоимости дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования.
    Наличие в пользовании научной организации научно-технических библиотек, коллекций, архивов, баз данных,  необходимых материалов и т.п. В том числе: перечень, краткое описание.
    Уникальные научные установки и  стенды, получившие поддержку Роснауки
    Наличие доступа к основным источникам научной информации в Интернет: перечень источников, к которым предоставляется доступ за счет централизованных средств, за счет собственных средств
  Обеспеченность офисной техникой, необходимыми средствами совместной работы. Наличие локальной сети, число пользователей
  Наличие системы электронного документооборота
  Наличие средств совместной научной работы
6. Состояние финансовой сферы организации Доходы организации Доходы по обычным видам деятельности (от продаж работ, услуг, товаров)
    Доходы от сдачи зданий, помещений в аренду
    Доходы от сдачи машин и оборудования в аренду
    Прочие доходы
  Расходы организации Расходы по обычным видам деятельности
    Прочие расходы
    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
    Кредиторская задолженность
  Структура внутренних затрат на исследования и разработки. Внутренние затраты на исследования и разработки, в том числе: собственные средства средства федерального бюджета, в т.ч.: по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства внебюджетных фондов средства организаций государственного сектора средства организаций предпринимательского сектора средства организаций сектора высшего образования средства частных некоммерческих организаций средства иностранных источников Гранты (безвозмездные субсидии) Конкурсное (программное) финансирование
7. Среднесрочные перспективы развития организации Среднесрочная перспектива проводимых научных исследований Оценка перспектив потенциала исследовательского поля Кадровые перспективы Перспективы коммерциализации получаемых результатов
  Оценка значимости исследований на национальном уровне, их актуальности и перспективности, в том числе с учетом приоритетов научно-технической политики.
  Среднесрочные перспективы развития организации Среднесрочные цели развития научной организации Долгосрочная  стратегия развития научной организации. Оценка устойчивости финансового положения научной организации в среднесрочной перспективе. Оценка перспектив расширения деятельности научной организации


Приложение № 2
Группы показателей для целей формирования рекомендаций в отношении научной организации

Критерий

Группа показателей

Показатели

1. Наличие ресурсов для осуществления основных видов научной и научно-технической деятельности (наличие ресурсов)

1.1. Финансовые ресурсы

1.1.1. Доходы по обычным видам деятельности (Форма № 2-наука (НТК)

1.1.1. (а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.1.2. Доходы от сдачи зданий, помещений в аренду (научная организация)

1.1.2.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.1.3. Доходы от сдачи машин и оборудования в аренду (научная организация)

1.1.3.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.1.4. Прочие доходы (научная организация)

1.1.4.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.2. Материальные ресурсы

1.2.1. Основные площади (Форма № 2-наука (НТК)

1.2.2. Вспомогательные площади (Форма № 2-наука (НТК)

1.2.3. Доля площадей, занятых научным оборудованием (Научная организация)

1.2.3.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.2.4. Доля площадей, сдаваемых в аренду (в общей площади зданий) (Научная организация)

1.2.5. Удельный вес площадей, требующих капитального ремонта, в общей площади зданий. (Научная организация)

1.2.6. Основные фонды, в т.ч.: Здания и сооружения, машины и оборудование, библиотечный фонд, нематериальные основные фонды (Форма № 2-наука (НТК)

1.2.6.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

1.2.7. Удельный вес машин и оборудования в возрасте до 3 лет включительно в общей стоимости машин и оборудования. (Научная организация)

1.2.8. Удельный вес стоимости дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования. (Научная организация)

1.2.9. Уникальные научные установки и  стенды, получившие поддержку Роснауки (Научная организация)

1.3. Кадровые ресурсы

1.3.1. Количество вовлеченных научных сотрудников (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

1.3.2. Численность научных сотрудников, распределение научных сотрудников по полу (в том числе с разбивкой по подразделениям) (Форма № 2-наука (НТК)

1.3.3. Удельный вес сотрудников с учеными степенями (Форма № 2-наука (НТК)

1.3.4. Число сотрудников, опубликовавших не менее 1 научной статьи за последний год (Форма «Показатели цитирования»)

1.3.5. Число сотрудников, опубликовавших более 5 научных статей за период оценивания (Форма «Показатели цитирования»)

1.4. Организационные ресурсы

1.4.1. Наличие в пользовании научной организации научно-технических библиотек, коллекций, архивов, баз данных,  необходимых материалов и т.п. В том числе: перечень, краткое описание. (Научная организация)

1.4.2. Наличие доступа к основным источникам научной информации в Интернет: перечень источников, к которым предоставляется доступ за счет централизованных средств, за счет собственных средств (Научная организация)

1.4.3. Наличие локальной сети, число пользователей (Научная организация)

1.4.4. Наличие системы электронного документооборота (Научная организация)

1.4.5. Наличие средств совместной научной работы (Научная организация)

1.4.6. Бизнес-инкубаторы, технопарки и т.п. при научной организации. Маркетинговые подразделения. (Научная организация)

2. Результаты научной и научно-технической деятельности

2.1. Востребованность профильных научно-исследовательских работ и услуг

2.1.1.       Общий объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок (Научная организация)

2.1.1.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.2.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из собственных средств (Научная организация)

2.1.2.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.3.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (Научная организация)

2.1.3.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.4.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (Научная организация)

2.1.4.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.5.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств внебюджетных фондов (Научная организация)

2.1.5.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.6.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств организаций государственного сектора (Научная организация)

2.1.6.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.7.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств организаций предпринимательского сектора (Научная организация)

2.1.7.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.8.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств организаций сектора высшего образования (Научная организация)

2.1.8.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.9.       Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств частных некоммерческих организаций (Научная организация)

2.1.9.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.10.     Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств иностранных источников (Научная организация)

2.1.10.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.11.     Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок по грантам (безвозмездные субсидии) (Научная организация)

2.1.11.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.1.12.     Объем внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок из средств конкурсного (программного) финансирования (Научная организация)

2.1.12.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.2. Нагрузка профильных научно-исследовательских работ и услуг

2.2.1.       Процентное соотношение доходов по обычным видам деятельности (Форма № 2-наука (НТК) и общего объема доходов (Форма № 2-наука (НТК)

2.3. Библиографические и технологические результаты

2.3.1.       Перечень 5-10 важнейших реализуемых либо завершенных научных проектов за период оценивания. (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

2.3.2.       Краткое описание важнейших проектов (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

2.3.3.       Основные партнеры при реализации важнейших проектов (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

2.3.4.       Основные научные результаты важнейших проектов (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

2.3.5.       Объем финансирования по важнейшим проектам (Форма «Наиболее значимые научные проекты»)

2.3.6.       Число первичных публикаций за отчетный период, в том числе с разбивкой по типам публикаций (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.6.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.3.7.       Число публикаций в журналах, входящих в национальный и иностранный списки ВАК (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.7.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.3.8.       Число публикаций в журналах, зарегистрированных в SCI (SCOPUS) (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.8.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.3.9.       Число публикаций с индексом цитирования более 5 за последние 5 лет (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.9.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.3.10.     Число публикаций с индексом цитирования более 20 за последние 5 лет (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.10.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.3.11.     Перечень 20 публикаций с максимальным индексом цитирования за период оценивания (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.12.     Средний индекс цитируемости одной статьи (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.13.     Средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были публикации (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.14.     Доля работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.15.     Средний импакт-фактор работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором (Форма «Показатели цитирования»)

2.3.16.     Описание использования 5-15 важнейших разработок научного учреждения за последние 5-10 лет в промышленности;  в том числе: новизна изобретения, место изобретения в технологической цепочке, масштабы применения изобретения. (Научная организация)

2.3.17.     Договора на НИР и НИОКР, полученные от предприятий (Научная организация)

2.3.18.     Поступления от передачи технологий (Форма №2 - Инвентаризация)

2.3.19.     Объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие организации: перечень.Численность научных сотрудников, обладающих правами на объекты интеллектуальной собственности. (Научная организация)

2.3.20.     Перечень национальных и иностранных патентов, полученных за период оценивания (Научная организация)

2.3.21.     Перечень и краткое описание международных и национальных исследовательских проектов, выполняемых в кооперации с институциональным партнером: научные результаты, объем финансирования, количество вовлеченных научных сотрудников. (Форма №2 - Инвентаризация)

2.4. Финансовая отдача от результатов научно-исследовательской и конструкторской деятельности

2.4.1.       Соотношение доходов по обычным видам деятельности и расходов по обычным видам деятельности (Научная организация)

2.4.2.       Поступления от передачи технологий (Форма № 2-наука (НТК)

2.4.2.(а) В том числе, в расчете на одного научного сотрудника

2.5. Уровень научного обмена (внутренний и международный обмен)

2.5.1.       Число официальных научных школ (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.2.       Число сотрудников вовлеченных в работу научных школ (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.3.       Объем финансирования научных школ (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.4.       Краткое описание деятельности научных школ (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.5.       Перечень действующих диссертационных советов (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.6.       Количество и тематика кандидатских, докторских защит (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.7.       Перечень специальностей, по которым производятся защиты (Форма «Действующие научные школы»)

2.5.8.       Конференции, конгрессы и иные научные события, организованные научным учреждением, в том числе: в ротационном, инициативном порядках (Научная организация)

2.5.9.       Число докладов, представленных сотрудниками на конференциях (российских, международных) с разбивкой по типу (приглашенный, инициативный) и форме представления (устный, постерный) (Научная организация)

2.5.10.     Перечень постоянно действующих научных семинаров, анонсируемых на вебсайте научного учреждения. (Научная организация)

2.5.11.     Число командировок в национальные и иностранные ведущие научные центры длительностью не менее 5 рабочих дней. (Научная организация)

2.5.12.     Учредитель научных журналов, включенных в список ВАК либо имеющих ISSN. (Научная организация)

2.5.13.     Перечень сотрудников, состоящих членами постоянных комитетов, редколлегий представительных отечественных и международных организаций (Научная организация)

2.5.14.     Перечень призов, наград, премий, почетных званий, полученных организацией, отдельными ее сотрудниками за период оценивания. (Форма № 2-наука (НТК)

2.5.15.     Участие организации в национальных или международных научных сетях (Научная организация)

2.5.16.     Научные сотрудники иных национальных и международных организаций, осуществляющие исследовательскую деятельность за период оценивания.Сотрудники организации, осуществляющие исследовательскую деятельность в иных международных и национальных научных организациях за период оценивания. (Научная организация)

2.5.17.     Совместные исследовательские центры Базовые кафедры научной организации при ВУЗеСовместные научно-исследовательские лаборатории (Научная организация)

2.5.18.     Должности в ВУЗах, занимаемые сотрудниками научного учрежденияЛекции, курсы, преподаваемые в ВУЗах сотрудниками научного учреждения (Форма «Преподавательская деятельность сотрудников»)

2.5.19.     Перечень ЦКП (Научная организация)

3. Устойчивость и перспективы дальнейшего развития организации

3.1.Устойчивость заказов по профильным направлениям научно-исследовательских работ и услуг

3.1.1.       Перечень и краткое описание старт-апов, источник поддержки (если есть), стадия коммерциализации, основные достигнутые результаты, среднесрочная перспектива. (Научная организация)

3.1.2.       Процентное соотношение доходов по обычным видам деятельности с общим объемом доходов (включая доходы от сдачи зданий и помещений в аренду, от сдачи машин и оборудования в аренду и прочие доходы) (Научная организация)

3.2. Устойчивость финансирования профильных направлений деятельности

3.2.1.       Соотношение доходов по обычным видам деятельности и расходов по обычным видам деятельности (Научная организация)

3.2.2.       Соотношение доходов от сдачи машин и оборудования в аренду и прочих доходов и расходов помимо расходов по основным видам деятельности (Научная организация)

3.2.3.       Кредиторская задолженность (Научная организация)

3.3. Устойчивость развития и обновления научных кадров

3.3.1.       Перечень действующих диссертационных советов. Количество и тематика кандидатских, докторских защит. Перечень специальностей, по которым производятся защиты (Форма «Действующие научные школы»)

3.3.2.       Наличие концепции (плана) привлечения и удержания научных кадров высокой квалификации Основные сложности при поиске и привлечении высококвалифицированных научных кадров. (Научная организация)

3.3.3.       Система внутренних конкурсов, премий и т.д. (Форма «Внутренние премии»)

3.3.4.       Действующие стипендиальные либо обучающие программы для сотрудников организации (Форма «Внутренние премии»)

3.3.5.       Описание концепции, условий и т.п. продвижения молодых ученых (Научная организация)

3.3.6.       Численность молодых ученых до 30 лет (Форма «Кадровая обеспеченность»)

3.3.7.       Численность аспирантов, и стажеров (Форма «Кадровая обеспеченность»)

3.4. Стратегическая устойчивость

3.4.1.       Оценка перспектив потенциала исследовательского поля Кадровые перспективы; Перспективы коммерциализации получаемых результатов (Научная организация)

3.4.2.       Оценка значимости исследований на национальном уровне, их актуальности и перспективности, в том числе с учетом приоритетов научно-технической политики. (Научная организация)

3.4.3.       Среднесрочные цели развития научной организации. Долгосрочная  стратегия развития научной организации. Оценка устойчивости финансового положения научной организации в среднесрочной перспективе. Оценка перспектив расширения деятельности научной организации (Научная организация)



Приложение №3
Формы исходных данных для оценки результативности научной организации
Форма № 1. «Наиболее значимые научные проекты»

Научная организация

 

Исполнитель

 

Контактные данные исполнителя

 

Дата

 

Наименование проекта

Руководитель

Структурное подразделение

Кол-во сотрудников

Партнеры

Объем финансирования

Основные научные результаты

1.               

2.               

3.               

Форму заполнил: _________________           Подпись: ____________

Форма № 2. «Показатели цитирования»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Показатель

Текущий год -4

Текущий год -3

Текущий год -2

Текущий год -1

Текущий год

За период

1.                 

Количество первичных публикаций

2.                 

Количество первичных публикаций, имеющих индекс цитирование более 5

3.                 

Количество первичных публикаций, имеющих индекс цитирование более 20

4.                 

Численность сотрудников,
у которых количество
первичных публикаций
превышает 1 статью

5.                 

Число публикаций в журналах, входящих в национальный и иностранный списки ВАК

6.                 

Средний индекс цитируемости одной статьи

7.                 

Средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были публикации

8.                 

Доля работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором

9.                 

Средний импакт-фактор работ, опубликованных в журналах с известным импакт-фактором

Форму заполнил: _________________                                Подпись: ____________

Форма № 3. «Наиболее цитируемые публикации»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Публикация

Авторы

Издательство, год издания

Структурное подразделение

SCI

SCOPUS

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

Форму заполнил: _________________                                        Подпись: ____________


Форма № 4. «Научные монографии»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Монография

Авторы

Издательство, года издания

Структурное подразделение

ISBN

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

Форму заполнил: _________________                                      Подпись: ____________

Форма № 6. «Диссертационные советы и защиты»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Совет (шифр)

Специальности, по которым проводится защита кандидатских

Специальности, по которым проводится защита докторских

Количество защит

Текущий год – 2

Текущий год - 1

Текущий год

1.               

2.               

3.               

Форму заполнил: _________________                                                         Подпись: ____________


Форма № 7. «Система внутренних премий»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Название премии

Условия премии

Наиболее значимые работы, за которые выдавалась премия, авторы работ

Количество лауреатов

Текущий год – 2

Текущий год - 1

Текущий год

1.               

2.               

3.               

Форму заполнил: _________________                             Подпись: ____________

Форма № 8. «Кадровая обеспеченность»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

   

Текущий год - 2

Текущий год - 1

Текущий год

Штатная численность научного учреждения

Всего (в том числе научных работников)

     

в том числе:  академиков   

 

   

                       членов-корреспондентов

 

   

                       докторов наук

 

   

                        кандидатов наук

 

   

Характеристика кадрового состава по возрасту

Академиков   до 50 лет

     

                        от 50 до 65

     

                        старше 65 лет

     

членов-корреспондентов до 50 лет

     

                                           от 50 до 65

     

                                           старше 65 лет

     

докторов наук    до 40 лет

 

   

                            от 40 до 49

     

                            от 50 до 59

     

                            от 60 до 65

     

                            старше 65 лет

     

кандидатов наук    до 30 лет

     

                                 от 30 до 39

     

                                 от 40 до 49

     

                                 от 50 до 59

     

                                 старше 60 лет

     

Количество вакансий научных сотрудников (на конец года)

Всего,

     

в т. ч., подлежащих замещению лицами, имеющими ученую степень доктора или кандидата наук

     

Число лиц из состава научных сотрудников, не имеющих ученой степени доктора или кандидата наук, но замещающих должности, требующие наличия такой степени

Всего

     

Соотношение указанного выше числа научных сотрудников, не имеющих ученой степени доктора или кандидата наук, и общего количества научных сотрудников, работающих на  должностях, требующих наличия такой степени (на конец года)

Всего, в %

     

Количество аспирантов аспирантуры научного учреждения

Всего,

в т.ч. являющихся сотрудниками:

     

   научного учреждения

     

   системы образования

     

   инновационных предприятий

     

Количество студентов, обучающихся в образовательных структурах, функционирующих на базе научного учреждения 

Всего

     

Количество аспирантов, окончивших аспирантуру

Всего,

в т.ч. с защитой диссертации,

     

из них являющихся сотрудниками:

     

    научного учреждения

     

    системы образования

     

    инновационных предприятий

     

из числа окончивших аспирантуру остались работать:

     

  в научном учреждении 

     

  в образовательном учреждении

     

  на инновационных предприятиях

     

Количество докторантов докторантуры научного учреждения

Всего,

в т.ч. являющихся сотрудниками:

     

          научного учреждения

     

          системы образования

     

          инновационных предприятий

     

Форму заполнил: _________________                                Подпись: ____________

Форма № 9. «Сведения об издаваемых журналах»

Научная организация

Исполнитель

Контактные данные исполнителя

Дата

Название (на русском)

Название (на англ.)

Год основания

ISSN

Периодичность

Тираж

1.   

2.   

3.   

Форму заполнил: _________________                                                    Подпись: ____________

Форма № 10. «Преподавательская деятельность сотрудников»

№ п/п

Ф.И.О.

Должность в научной организации

Ученая степень

звание

Вуз, кафедра, должность в Вузе по совместительству

Читаемые курсы

           
       

 

 
       

 

 
           

Форму заполнил: _________________                                          Подпись: ____________



Приложение №4
Типовые (рекомендуемые) референтные группы научных организаций

Наименование референтной группы

Описание группы

1.     

Академические организации

Входящие в состав российских академий научно-исследовательские институты. Академические организации объединяют такие общие особенности как широкий профиль научных исследований, мультидисциплинарный подход, связь с сектором высшего образования. Государством устанавливаются общие приоритеты направлений академической научно-исследовательской деятельности. Академии Институты являются бюджетными учреждениями и финансируются преимущественно из федерального бюджета.

Одновременно, группа разнородна по признакам дисциплинарных направлений и видов деятельности институтов, поэтому должна разделяться на подгруппы.

Так, отличительными особенностями одних академических организаций являются ориентация на фундаментальные исследования, долгосрочные исследования с малопредсказуемыми результатами, в то время как другие институты профилируются на прикладных направлениях и разработках. Группа объединяет научные организации по всем направлениям наук.

Физико-математическое направление

Включает отделения математических и физических наук РАН. Научные организации характеризуются преобладанием фундаментальных исследований (в т.ч. долгосрочных поисковых),  слабой прикладной ориентацией (за исключением особых проектов, например, в сфере освоения космоса, атомной энергетики и др.).

Естественное направление

Включает отделения химии и наук о материалах, биологических наук, наук о Земле РАН; отделения Российской академии медицинских наук. Характерно гармоничное сочетание фундаментальных и прикладных исследований (полный цикл, от поисковых исследований вплоть до оказания услуг и консультирования)

Инженерное направление

Включает отделения информационных технологий и вычислительных систем, энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН; институты Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии сельскохозяйственных наук. Основная особенность – ориентация на прикладные исследования и разработки.

Социально-гуманитарное направление

Включает отделения общественных наук, историко-филологических наук РАН; институты Российской академии образования. Данные институты могут выполнять как фундаментальные, так и прикладные исследования, но характеризуются некоторыми особенностями (например, низким уровнем патентной активности).

2.     

Ведомственные научно-исследовательские институты

Объединяет научно-исследовательские институты, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Отличительными особенностями являются: отраслевая специализация, узкий профиль исследований, ориентация на потребности головных ведомств в консультировании, научно-исследовательских работах и разработках. Институты, как правило, не ведут фундаментальные исследования, преимущественно имеют форму ГУП и состоят на балансе головных ведомств (таких как Роснаука, Росатом, Роскосмос и др.). Специализируясь на выполнении ведомственных заказов, демонстрируют, как правило, невысокую патентную и публикационную активность.

3.     

Государственные научные центры

Научные организации (НИИ, предприятия, вузы), получившие особый государственный статус ввиду наличия уникального опытно-экспериментального оборудования, высококвалифицированных кадров и проведению научных исследований мирового уровня качества. Статус ГНЦ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение организации к категории объектов, имеющих особые формы государственной поддержки в сфере проводимых научных исследований, содержания и развития уникальной опытно-экспериментальной базы. Большинство ГНЦ имеют промышленно-прикладную отраслевую ориентацию с преобладанием околоконструкторских разработок. Деятельность направлена на взаимодействие с промышленными предприятиями и выполнение государственных заказов.

Также референтная группа для ГНЦ включает лучшие мировые организации в соответствующей области наук.

4.     

Высшие учебные заведения

Данная категория представлена вузами, ведущими научные исследования и разработки. Поскольку профиль и дисциплинарная специализация вузов могут сильно различаться, целесообразно выделить несколько подгрупп для данной категории. Так, по аналогии с академическими организациями, имеет смысл различать физико-математическую, естественно-научную, инженерную и соцально-гуманитарную подгруппы. Кроме того, необходимо учитывать категорию так называемых «классических» университетов, характеризующихся разнонаправленной научно-исследовательской активностью.

Классическое направление

Вузы, гармонично сочетающие все виды деятельности – от фундаментальных исследований до разработок – и охватывающие подавляющее большинство дисциплинарных направлений – от физико-математических до социально-гуманитарных.

Физико-математическое направление

Вузы, ориентированные на физико-математические направления, преимущественно, в форме фундаментальных исследований

Естественное направление

Вузы, ориентированные на естественнонаучные направления, одинаково – как в форме фундаментальных, так и прикладных исследований

Инженерное направление

Вузы, ориентированные на инженерно-технические направления, преимущественно, в форме прикладных исследований

Социально-гуманитарное направление

Вузы, ориентированные на социально-гуманитарные направления



Рекомендуемые веса групп показателей для типовых референтных групп научных организаций

Группа показателей

Вес, %

 

Академические организации

Ведом-ственные НИИ

ГНЦ

ВУЗы

 

Физико-матема-тическое направ-ление

Естественное направление

Инже-нерное направ-ление

Социально-гумани-тарное направ-ление

 

 

Класси-ческое направ-ление

Физико-матема-тическое направ-ление

Естес-твенное направ-ление

Инже-нерное направ-ление

Соци-ально-гумани-тарное направ-ление

1. Результативность научных исследований.

30

25

10

20

15

25

25

30

25

10

20

2. Коммерциализация и прикладное значение результатов исследований.

5

20

30

0

25

20

20

5

20

30

0

3.Вовлеченность организации в национальное и мировое научное, образовательное сообщество.

20

10

10

20

5

15

10

20

10

10

20

4. Кадровая обеспеченность организации

15

10

10

20

15

15

10

15

10

10

20

5. Ресурсная обеспеченность организации

10

10

20

15

20

5

10

10

10

20

15

6. Состояние финансовой сферы организации

10

10

10

15

15

5

10

10

10

10

15

7. Среднесрочные перспективы развития организации

10

5

10

10

5

15

5

10

5

10

10



Скачать документ (формат Word)
Обсудить на форуме
researcher@