.
поиск
7 мая 2008

От оснащения до насыщения
Состояние и перспективы развития Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР) стали темой совещания экспертов системы образования, состоявшегося в издательстве “Просвещение”. Открывая встречу, директор ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика” Александр Тихонов представил ее участникам не только ретроспективу тех усилий, которые позволили создать Федеральную систему информационно-образовательных ресурсов в ее нынешнем виде, но и перспективу развития ФСИОР.

Нина Шаталова

Состояние и перспективы развития Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР) стали темой совещания экспертов системы образования, состоявшегося в издательстве “Просвещение”.

Открывая встречу, директор ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика” Александр Тихонов представил ее участникам не только ретроспективу тех усилий, которые позволили создать Федеральную систему информационно-образовательных ресурсов в ее нынешнем виде, но и перспективу развития ФСИОР.

Начиная с 2001 года ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика” в содружестве с ведущими организациями и специалистами страны реализует государственную политику в области создания, поддержки и развития системы федеральных образовательных интернет-ресурсов, содержательно, организационно и технологически координируя выполнение широкого комплекса работ.

За прошедшие годы был выполнен ряд системных проектов, таких как “Развитие единой образовательной среды (2001-2005 гг.)” и “Информатизация системы образования (2005-2008 гг.)”, заметно изменивших образование России. К числу основных результатов их реализации относится создание ФСИОР для всех уровней образования.

- В последние годы в открытом доступе появилось довольно много информационных ресурсов, которые могут быть полезны образовательному сообществу. Однако их поиск осложнен в связи с их разбросанностью, трудностью выделения наиболее качественных для задач сферы образования, - отметил Александр Николаевич. - Разработка механизмов, обеспечивающих создание и функционирование общей системы интеграции информационно-образовательных ресурсов на федеральном уровне, является приоритетным направлением в области информационного обеспечения перехода к образованию с использованием информационных технологий. Создание такой системы стало важнейшим компонентом реализации государственной политики в обеспечении совершенствования содержания технологий образования нового качества.

Важно, что при создании ФСИОР были найдены принципы и стандарты, по которым средства в рамках системы размещаются без потерь для пользователя. Выполненная разработка полностью оригинальна и соответствует лучшим образцам мировой практики интеграции информационно-образовательных ресурсов в единую среду и организации доступа к ним. В рамках системы разработаны спецификации метаописания информационных ресурсов сферы образования, совместимые с международными стандартами. Все составные части и подсистемы ФСИОР обеспечивают едино­образную схему технологической реализации механизмов приемки, хранения, сопровождения и унифицированного доступа к информационно-образовательным ресурсам различных типов.

О роли и месте ФСИОР в реализации стандартов общего образования второго поколения шла речь в выступлении генерального директора ОАО “Издательство “Просвещение” Александра Кондакова. “Отличительная особенность стандарта второго поколения, - подчеркнул Александр Михайлович, - в том, что он является общественным договором между семьей, обществом и государством, в центре внимания которого - личность ребенка”. Потому очень важно, чтобы создаваемые электронные образовательные ресурсы соответствовали его потребностям. Кроме того, стандарт общего образования второго поколения - это переход от предметоцентрированной к личностно-центрированной модели; новые субъект-субъектные отношения; ориентация образования на достижение ожидаемых результатов; открытая образовательная среда. Приоритетная задача информационно-образовательной среды заключается в разработке высокоинтерактивных, креативных медийных средств в обучающих виртуальных средах.

О важности правильного распространения содержания ФСИОР и предоставления пользователям возможности грамотно применять новые электронные ресурсы шла речь в выступлении исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Елены Соболевой. Многие участники совещания говорили о необходимости своевременной подготовки пользователей для эффективного взаимодействия внутри образовательной информационной системы.

На информатизацию системы отечественного образования за последние годы были потрачены значительные средства, и не зря: они позволили за короткое время пройти период от “оснащения до насыщения”, отметил президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин. В области СПО на сегодня также создано мощное информационное сопровождение образовательного процесса.

- Подводя итоги и анализируя результаты первого этапа создания ФСИОР, мы понимаем, что это только основа системно-структурного сдвига в образовании нашей страны, - подчеркнул глава “Информики” Александр Тихонов. - Реализация Приоритетного национального проекта “Образование”, а также проектов по разработке государственных стандартов общего и профессионального образования требует сегодня серьезного осмысления, обсуждения, уточнения и, возможно, корректировки основных подходов, состава и содержания работ в рамках развития указанного направления.

ФСИОР сегодня:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам (window.edu.ru)

Федеральный портал “Российское образование” (edu.ru)

Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru)

Специализированный портал. Экономика. Социология. Менеджмент (ecsocman.edu.ru)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-colleсtion.edu.ru)

НП “Телешкола” (internet-school.ru)

Федеральный центр инфор-мационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru)

На данный момент Федеральная система инфор-мационно-образова­тельных ресурсов насчитывает более 72 тысяч полнотекстовых ресурсов для общего образования и более 28 тысяч для профессионального образования.

В системе содержатся более 150 тысяч метаданных ресурсов. Суммарное обращение к ресурсам ФСИОР составляет в среднем 70-80 тысяч в сутки.


Обсудить на форуме
researcher@