.
Институт экономики переходного периода

Научные труды № 99Р

Дежина И.Г.
Механизмы государственного
финансирования науки в России

Москва
ИЭПП
2006

Д26

Дежина И.Г.
Механизмы государственного финансирования науки в России / Дежина И. Г. - Москва: ИЭПП, 2006. - 130с.: ил. - (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 99Р). - ISBN 5-93255-206-9.
Агентство CIP РГБ

Работа посвящена анализу и систематизации основных инструментов и приоритетов бюджетного финансирования науки в России и сопоставлению их с международной практикой. Исследуются такие механизмы, как базовое бюджетное финансирование, финансирование в рамках федеральных целевых научно-технических программ, бюджетное финансирование через государственные научные фонды. В заключении работы приводится перечень рекомендаций по оптимизации системы бюджетного финансирования науки.

Dezhina I.G. Mechanisms of Federal Financing of Science in Russia. The book is devoted to analysis and systematization of major instruments and priorities of financing research and development from the federal budget in Russia, in comparative context with foreign experience. Such mechanisms are analyzed as block financing, program financing, and support through the system of federal science foundations. In conclusion recommendations are given for optimization of the federal system of financing science.
JEL Classification: O30, 038

Настоящее издание подготовлено по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

УДК [001:336.1К470+571 )(066)
ББК 65.497(2Рос)-93я54
ISBN 5-93255-206-9 ® Институт экономики переходного периода, 2006

Содержание

Введение

1. Основные формы, цели и структура бюджетного финансирования науки в России
1.1. Формы бюджетного финансирования науки и главные бюджетополучатели
1.2. Исполнение бюджета
1.3. Направления бюджетного финансирования: периодизация государственной политики
1.4. Структура бюджетных ассигнований
1.5. Новая бюджетная классификация и бюджетирование, ориентированное на результаты

2. Базовое бюджетное финансирование науки: проблемы и пути оптимизации
2.1. Масштабы базового бюджетного финансирования науки
2.2. Базовое бюджетное финансирование учреждений науки

3. Зарубежный опыт бюджетного финансирования науки
3.1. Прямое бюджетное финансирование: назначение и объемы
3.2. Выбор и финансирование приоритетных проектов, оценка эффективности бюджетных расходов.

4. Эволюция приоритетов и инструментов целевого бюджетного финансирования в России
4.1. Приоритетные направления и критические технологии в России
4.2. Федеральные целевые программы
4.3. ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг."
4.4. Государственно-частные партнерства: важнейшие инновационные проекты государственного значения

5. Анализ конкурсного грантового финансирования в системе государственных фондов
5.1. Основные принципы работы государственных научных фондов
5.2. Направления деятельности фондов
5.3. Отношение к фондам в российском научном сообществе
5.4. Экономические условия и проблемы функционирования государственных научных фондов

Заключение

Литература

Введение

Бюджетное финансирование науки является одним из ключевых государственных инструментов, который широко используется во всех странах мира. Прямое финансирование выделяется для поддержки отдельных организаций государственного сектора, университетов или их сети, создания или поддержания инновационной инфраструктуры (в том числе на паритетной основе с частным сектором), а также селективной поддержки определенных направлений исследований, реализуемых в рамках программ различного уровня. В развитых странах мира финансирование науки из государственного бюджета покрывает от 1/5 до 1/2 суммарных расходов на эти цели. При этом финансируются организации не только государственного сектора науки, но и других секторов, причем, используя определенные формы и механизмы финансирования, государство может влиять на параметры этих секторов.

В России значение бюджетного финансирования для поддержки науки остается чрезвычайно высоким. В последнее десятилетие доля средств федерального бюджета в суммарных расходах на исследования и разработки составляла около 60%, незначительно колеблясь вокруг этого "усредненного" показателя. Отчасти такой высокий уровень участия государства обусловлен значительными масштабами государственного сектора науки.

Характерно, что начиная с 2000 г. бюджетное финансирование науки постоянно растет, и в последние три года ежегодный прирост бюджетных ассигнований на науку составляет около 25%. Тем не менее кардинального улучшения ситуации в науке не произошло. По-прежнему продолжается сокращение общей численности исследователей, уровень финансирования науки со стороны предпринимательского сектора остается недостаточным, научная продуктивность, измеряемая показателями индекса научного цитирования и патентования, падает. Динамика названных показателей за последние несколько лет наглядно показывает, что простой рост бюджетных ассигнований не решает глубинных проблем в сфере науки. Ключевое значение начинают приобретать механизмы расходования бюджетных средств и направления (объекты, приоритеты) финансирования. Безусловно, только изменение механизмов бюджетного финансирования, в отрыве от других инициатив по реформированию науки (в первую очередь по проведению институциональной и организационной реформы), не решит всех проблем. Вместе с тем нахождение эффективных форм базового финансирования организаций, проектного и конкурсного грантового финансирования проектов является актуальной задачей. Рассмотрению этой проблемы и посвящена данная работа.

Целями исследования были анализ и систематизация основных инструментов и направлений (приоритетов) бюджетного финансирования науки в России в сопоставлении их с международной практикой, а также разработка рекомендаций по оптимизации государственного финансирования науки. В работе исследуются такие инструменты, как базовое бюджетное финансирование, финансирование в рамках федеральных целевых научно-технических программ (ФЦНТП), бюджетное финансирование через государственные научные фонды. Данные механизмы рассматриваются с точки зрения эффективности их использования в настоящее время, направлений возможной оптимизации и потенциальных сфер применения для решения конкретных задач.

В научной литературе данные вопросы применительно к России еще недостаточно освящены. Как правило, исследования касаются отдельных инструментов финансирования (программ, грантов и др.) и оценки их эффективности, но не затрагивают анализа всего бюджетного процесса в науке, в том числе практически не изучен "отклик" научных организаций на различные инструменты бюджетного финансирования. В работе предпринимается попытка оценить эффективность бюджетного финансирования науки в зависимости от его назначения и механизмов расходования средств. Эмпирическая часть исследования базируется на выборочных интервью с руководителями научных организаций, двух государственных научных фондов - РФФИ и РГНФ, представителями научных советов федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", а также на результатах опроса грантополучателей государственных научных фондов, проводившихся автором в 2002-2005 гг. На основе этих и других материалов, данных государственной статистики, документов министерств и ведомств проводится анализ особенностей бюджетного финансирования науки в России.

Работа состоит из пяти разделов. В первом разделе изучаются основные формы, инструменты и направления бюджетного финансирования. Во втором разделе рассматриваются проблемы базового бюджетного финансирования науки. В третьем разделе обобщается имеющийся зарубежный опыт в области бюджетного финансирования науки. Разделы четвертый и пятый посвящены подробному исследованию двух форм бюджетной поддержки: программно-целевому финансированию, реализуемому через инструмент федеральных целевых программ, и грантовому конкурсному финансированию научных проектов, осуществляемому через систему государственных научных фондов. В заключении приводятся основные выводы, а также формулируется перечень предложений по оптимизации форм и инструментов бюджетного финансирования науки в России.