.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Научно-исследовательский институт прикладной этики

В.И. Бакштановский
Ю.В. Согомонов

ВВЕДЕНИЕ
В ПРИКЛАДНУЮ
ЭТИКУ

Тюмень - 2006

УДК 174
ББК Ю 715.4
Б 199

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. - 392 с. ISBN 5-88465-785-4

Новая книга авторов содержит результаты их многолетней работы над концепцией прикладной этики, представленные в формате "Введения в теорию". В трех разделах монографии рассматриваются последовательно: (1) предпосылки прикладной этики, раскрываемые через характеристики морального феномена и морального выбора; (2) природа прикладной этики в двух ее ипостасях: как нормативно-ценностные подсистемы ("малые системы") и как теории конкретизации морали, проектно-ориентированного знания и продуцирования фронестических технологий; (3) основания "малых" нормативно-ценностных систем (подсистем), - этика гражданского общества" как интегратор прикладных нормативно-ценностных систем; моральный выбор как основная ситуация и ключевой акт приложения; алгоритм конкретизации морали в "малых системах" на примере идентификации общепрофессиональной морали. В некоторые главы включены фрагменты этико-прикладных разработок, материалы которых позволяют представить феномен конкретизации морали, с одной стороны, потенциал "технологий приложения" - с другой.

Рецензенты:

д.ф.н., проф. Н.Д.Зотов, к.с.н., доцент М.В.Богданова

Редактор выпуска И.А. Иванова. Оригинал-макет И.В. Бакштановской. Художник М.М. Гардубей. В подготовке выпуска участвовали: М.В. Богданова, И.А. Михайлова, А.П. Тюменцева.

© В.И.Бакштановский, Ю.В.Согомонов. 2006.


Federal education agency
State educational institution
of high professionsl education
"Tyumen State Oil and Gas University"
Applied Ethics Research Institute

V.I. Bakshtanovsky
Yu.V. Sogomonov

INTRODUCTION
TO APPLIED ETHICS

Tyumen-2006

Оглавление

Предисловие

Часть первая. ПРЕДПОСЫЛКИ

Глава 1. Феномен морали: предпосылки прикладной этики
1.1. Моральный феномен: к "археологии" прикладной этики
1.2. Моральный феномен: донормативный слой
1.3. Моральный феномен: нормативно-ценностный слой
1.4. Моральный феномен: сверхнормативный слой
1.5. Моральный феномен: самоценность миссии и "служебность" функций

Глава 2. Моральный выбор
2.1. Предпосылки, которые нас выбирают
2.2. Ситуация морального выбора: эскиз
2.3. Ситуация морального выбора: идентификация
2.3.1. "Перепутье": контексты, значения, подходы
2.3.2. Алгоритм идентификации
2.3.3. Фундаментальные признаки
2.4. Нравственно-конфликтная ситуация выбора
2.5. Социокультурная динамика ситуаций морального выбора

Часть вторая. ПРИРОДА

Глава 3. Прикладная этика: что? - к чему? - каким образом? - зачем?
3.1. Поиск идентичности: обзор интерпретаций
3.2. Прикладная этика как нормативно-ценностная подсистема: идея конкретизации морали
3.3. Прикладная этика как теория конкретизации морали, проектно-ориентированное знание и продуцирование фронестических технологий
3.3.1. Методологические предпосылки идентификации этического знания как прикладного
3.3.2. Структуры этико-прикладного знания

Глава 4. Know-how прикладной этики: фронестические технологии
4.1. Этическое моделирование (этико-прикладные деловые игры)
4.2. Этическая экспертиза
4.3. Этическое проектирование

Часть третья. ОСНОВАНИЯ

Глава 5. "Будь лицом!": этика гражданского общества
5.1. Естественность "неестественной" морали
5.2. Рациональная мораль: "Будь лицом!"
5.3. Этика неклассического гражданского общества: российский вариант смены нормативно-ценностных систем
5.4. "Общество свободной близости и свободного антагонизма": базовые ценности гражданского общества
5.4.1. Успех
5.4.2. Профессионализм

Глава 6. Моральный выбор как modus vivendi прикладной этики
6.1. Моральный выбор как наука и искусство приложения
6.1.1. Тотальность морального выбора
6.1.2. Рациональные основания морального выбора
6.2. Моральный выбор как творчество общественного масштаба
6.3. Моральный выбор как креация и интериоризация "малой" нормативно-ценностной системы (выбор профессии)
6.4. Этико-праксиологическое основание морального решения (выбор поступка)

Глава 7. Общепрофессиональная этика: алгоритм конкретизации морали в "малых системах"
7.1. "Предназначение" профессиональной этики
7.2. Природа профессии: "моральное измерение"
7.2.1. Рrofessions или occupations?
7.2.2. Идея высокой профессии
7.2.3. Профессия как корпорация
7.2.4. Саморегулирование профессии
7.3. Мировоззренческий ярус профессиональной этики
7.4. Нормативный ярус: профессионально-этические кодексы

Заключение

Предисловие

Всякая инновация проходит три фазы. Первая: "что за чушь?!", вторая: "что-то в этом есть", третья: "кто же этого не знает"…

Мы решили начать свою новую работу "народной мудростью" из фольклора науковедов не просто ради напоминания читателю о том, что отечественная концепция прикладной этики трудно пережила ситуацию первой фазы и вдруг обнаружила, что уже прошла фазу вторую и, честно говоря, не рассчитывала на скорое наступление фазы третьей. Прежде всего, нам важно акцентировать риски наступившей третьей фазы.

Динамика современного общества все более сжимает сроки, необходимые для того, чтобы инновационная идея прошла отведенные ей судьбой (науковеды называют это закономерностью) этапы: сначала быть ересью, затем - очевидностью, а в итоге превратиться в предрассудок. Поэтому в ситуации начавшегося в самые последние годы отечественного бума в сфере прикладной этики (вполне естественно возникшего после благополучного завершения первых двух этапов жизни идеи прикладной этики как теоретической инновации) важно вовремя профилактировать вполне прогнозируемое и уже проявившееся - во многом именно из-за забвения цены и результатов "еретического" периода - пренебрежение разработчиков различных сфер прикладной этики и первых учебников на эту тему основаниями прикладной этики. Профилактировать возвращением к теоретико-методологическим проблемам.

Этим объясняется наше решение отложить презентацию заявленной в предшествующих публикациях фундаментальной монографии, обобщающей итоги нашей многолетней работы по развитию отечественной концепции прикладной этики и конкретных направлений этико-прикладного знания, предложив вниманию публики книгу, написанную в формате "Введения в теорию".

Как известно, представить такое "Введение" можно в разных вариантах. Во-первых, созданием популярных изложений уже принятых теорий. Но этот вариант применительно к этико-прикладному знанию еще только зреет. Во-вторых, предъявлением публике начальных стадий формирования теории, когда она еще только конституируется, ведя энергичный поиск и апробацию методов (посредством заимствований или созданием новых), осознавая специфику как теоретизирования, так и практического применения полученных исследовательских результатов. Этот вариант мы выбрали 20 лет назад, обобщая в нашей первой монографической работе по проблемам прикладной этики результаты прошедшего десятилетия своих исследований . Сегодня мы полагаем возможным говорить уже не о начале теории, но об определенной ее зрелости, создающей возможности актуализации рефлексии теоретико-методологических оснований прикладной этики.

Этот третий вариант "Введения в теорию" определяет формат нашей новой книги.

Еще раз подчеркнем, что ее замысел сформировался в определенном контексте. Развиваемая нами концепция прикладной этики имеет свою историю, которая насчитывает вот уже три десятка лет . Подчеркиваем этот факт прежде всего для того, чтобы попытаться помочь отечественной этике избежать вольного-невольного предпочтения стратегии "догоняющей теории". Если от "догоняющей модернизации" стране пока уйти не удается, то нашему этико-прикладному знанию нет никаких оснований отказываться от собственного исследовательского потенциала. "Еще в 1988 году (курсив наш. - В.Б., Ю.С.) вышла в свет в США одна из первых книг, в названии которой стоит термин "прикладная этика"", - пишет Л.В.Коновалова, указывая на сборник из 16 статей . Увы, мимо внимания автора прошли отечественные сборники статей, также содержащие в своем названии термин "прикладная этика". Укажем лишь на вышедшие в 1980 году сборники "Прикладная этика и управление нравственным воспитанием" и "Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования", не говоря уже о монографии В. Момова, В. Бакштановского и Ю. Согомонова "Приложната етика" .

Но дело не только в установлении "исторической справедливости". Если еще совсем недавно инициативы в сфере этико-прикладного знания либо просто игнорировались, либо встречали резкий отпор от некоторых представителей ведущих этических структур страны, то в последние несколько лет идея прикладной этики вдруг (?) получила у нас в стране признание и даже стала трактоваться в духе ломоносовского прогноза о роли Сибири в развитии России - как условие "прирастания" всего российского этического знания (а наша концепция представлена в энциклопедическом словаре "Этика" ). Это должно радовать? Да, если бы все дело сводилось к долгожданному снятию барьеров на пути этико-прикладных исследований, барьеров идеологических (за которыми нередко стояли личные пристрастия ответственных работников ЦК КПСС) и внутрикорпоративных (в самом этическом сообществе). Или к тому, помнят или не помнят создатели нынешних учебных программ и учебников по общей и прикладной этике о наличии определенных "заделов" в сфере отечественного этико-прикладного знания, берут ли "в расчет" уже достигнутые результаты. Важнее иное - начавшийся "большой скачок" в сфере отечественной прикладной этики весьма рискован: рассуждая о природе прикладной этики, придают ли его участники должное значение теоретико-методологическим основаниям ее идентификации?

В ситуациях вольного словоупотребления термина "прикладная этика" в публикациях нетеоретического жанра определенность такой идентификации, конечно, не обязательна. Например, при толковании этого словосочетания автором журнального очерка о поэте: "У Слуцкого был не только дар поэта. Он обладал даром учителя, историка, философа (прикладная этика всегда интересовала его)". Или в рассуждении литературного критика о Науме Коржавине: "Поэтика как прикладная этика - для самого Коржавина траектория разговора вполне закономерная: привычка переводить исторический опыт в слова приучает не лукавить с читателем, если не хочешь, чтобы история снова слукавила с тобой". Или в воспоминаниях о Варламе Шаламове: "Его привлекает практическая этика революционеров: принцип "соответствия слова и дела" как императив. Этот принцип в глазах Шаламова - первооснова нравственной жизни ("Что говоришь - делай", так меня учили жить. Так я учил жить других)". Но можно ли обойтись без методологического анализа в ситуации многообразия трактовок понятия "прикладная этика" и часто соотносимого с ним понятия "практическая этика" - в теоретических работах, как отечественных, так и зарубежных? И, тем более, в учебных программах и пособиях? Разве не очевидно, что стратегия культивирования прикладной этики во многом определяется уровнем развития теоретизирования в сфере, которую мы называем в целом этико-прикладным знанием?

На наш взгляд, в условиях, когда уже, наконец, не надо доказывать возможность и необходимость прикладной этики, целесообразна новая дискуссия об ее идентичности.

В свою очередь, нередкие полемические интонации в нашей книге не означают, что мы претендуем на монопольную концепцию, стремимся закрыть все иные подходы. Амбициозность поиска, а не возвещания истины, открытость к дискуссиям - наша позиция.

О структуре книги. В трех разделах монографии рассматриваются последовательно: (1) предпосылки прикладной этики, раскрываемые через характеристики морального феномена и морального выбора; (2) природа прикладной этики в двух ее ипостасях: как нормативно-ценностные подсистемы ("малые системы") - и как теории конкретизации морали, проектно-ориентированного знания и продуцирования фронестических технологий; (3) основания "малых" нормативно-ценностных систем (подсистем), в роли которых представлены этика гражданского общества, аксиология и праксиология морального выбора, профессиональная этика. Отметим, "забегая вперед", что мы решили включить в ряд глав фрагменты наших этико-прикладных разработок, материалы которых позволяют представить феномен конкретизации морали, с одной стороны, потенциал "технологий приложения" - с другой. Заключение к монографии - своеобразный эскиз ряда направлений прикладной этики, выбранных по критерию нашей личной причастности к их исследованию.

Благодарности.

Авторы не могут не отметить вклад всех своих соавторов - коллег, прямо или косвенно принявших участие в проектах, представленных в этой книге.

Особая признательность - руководству ТюмГНГУ, на протяжении многих лет содействующему в работе НИИ прикладной этики.