.
страна.ru
17.05.07.

Исключение из «болонских» правил
В среду Госдума РФ одобрила в первом чтении проект закона, который предусматривает переход на европейскую двухуровневую систему высшего образования. Данный законопроект направлен на выполнение условий Болонской декларации, которая призвана сформировать единую систему высшей школы. Однако многие представители российских вузов уверены, что входить в Болонскую систему следует осторожно. Особые опасения переход к новым стандартам образования вызывает у ректоров и преподавателей творческих вузов, которые в четверг собрались на международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» с целью выработать стратегию интеграции вузов культуры и искусств в единое европейское и мировое образовательное пространство

Наталья Елисеева

Уроки музыки

Цель Болонской декларации, принятой в 1999 году в итальянском городе Болонья министрами 29 европейских стран, - уравнять качество подготовки специалистов разных стран, дать возможность переходить студентам из вуза в вуз, обеспечить взаимное признание дипломов внутри Европы. Россию приняли в «процесс» в 2003 году и, как надеется министр образования и науки Андрей Фурсенко, «реформа поможет устранить структурные диспропорции между спросом и предложением квалифицированных специалистов на рынке труда». По словам председателя комитета Госдумы по образованию и науке Николая Булаева, «сейчас существует более 500 специальностей и образовательное сообщество пришло к пониманию того, что их должно быть около 150». «Мы считаем, что их нужно укрупнить», - пояснил Булаев. По словам депутата, в настоящее время разрабатываются новые стандарты высшего профессионального образования, в них и должно быть определено количество специальностей, сроки обучения.

В России у Болонской системы образования есть свои сторонники и противники. Против внедрения западных стандартов выступает ряд ректоров ведущих вузов, в том числе МГУ. Большие опасение переход к Болонской системе вызывает и у ректорско-преподавательского состава вузов культуры и искусств. На сегодняшний день эти вузы представляют собой одну из устоявшихся образовательных систем, которой в 2017 году исполнится 100 лет. В прозвучавших на международном симпозиуме докладах не раз подчеркивалось, что «высшее учебное заведение в сфере культуры - это особый тип учебного заведения, объединяющий несколько направлений профессиональной деятельности: от библиотечно-информационной до современного издательского дела, от многожанрового художественного народного творчества до современных форм арт-менеджмента».

Судьба вузов культуры и искусства и их вхождение в Болонский процесс не случайно попали в орбиту зрения приехавших на международный симпозиум ректоров и преподавателей. Как известно, российские чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам. По подсчетам министерства образования, через три года в России должен завершиться переход на Болонскую двухступенчатую систему преподавания - бакалавриат и магистратуру, а студенты - получить право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.

Именно количество специальностей и сроки обучения, о которых говорил в среду на заседании Госдумы Николай Булаев, являются камнем преткновения в спорах противников и сторонников Болонского образовательного процесса. А в самом тихом секторе отечественной высшей школы, ответственном за подготовку актеров и режиссеров, музыкантов и художников, эти параметры вызывают самое большое количество вопросов. Как известно, Болонский процесс создает для учащихся всех вузов, и технических и творческих, равные условия. В соответствии с одобренным в среду законопроектом, магистериум подразумевает написание и защиту некоей теоретической работы. «Но какую же теоретическую работу может написать скрипач, кинооператор, художник, актер», - недоумевают преподаватели консерватории и театральных институтов. Они полагают, что «стране, все-таки, нужнее пианисты, чем теоретики фортепиано. Музыкант должен просто играть, шлифовать свое мастерство». Студенты консерватории тоже в недоумении: «существует отдельная специальность музыковеда, на которую учатся с первого курса. Получается, что магистр-исполнитель - дважды недоучка: прежней, основной специальности ему недодали год или два, а новой за оставшийся год научить не успели».

Исходя из специфики образовательного процесса, свойственного вузам науки и культуры, проблемы развития системы таких вузов, процесс их вхождения в Болонскую систему должен быть очень корректным и пройти без ущерба для отечественной системы, считает большинство преподавателей. По мнению ректора Московского государственного университета культуры и искусств Надежды Кротовой, «стратегия развития российских вузов культуры и искусств в контексте Болонских соглашений, выработка механизма согласования и оптимизации образовательных систем не должна разрушить уникальность отечественных образовательных традиций».

На международном симпозиуме "Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве" также говорилось о том, что не следует «чесать все вузы под одну гребенку. Слабым институтам система пойдет на пользу. Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора - присоединяться к «Болонскому процессу» или нет».

Есть надежда, что чаяния ректоров и преподавателей творческих вузов будут услышаны чиновниками, которые уже сделали некоторые шаги им навстречу. Как заявил недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, не все российские вузы в рамках Болонского процесса, перейдут на систему «бакалавр-магистр» к 2010 году. «Болонская система - это не армия», - уверен министр. По его словам, исключение будет сделано как раз для вузов, где идет обучение по творческим специальностям. В министерстве полагают, что «творческие вузы могут сохранить непрерывную систему образования, но по окончании вуза его выпускникам, вероятно, будет присваиваться степень магистра. При этом промежуточная ступень бакалавра может быть пропущена».

На пути в Болонью

Следует отметить, что Болонский процесс потребует создания единой системы кредитов, методологий и единых стандартов качества высшего образования. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, «на пути к Болонской системе России предстоит принять не один нормативный акт». Велика вероятность, что один из обещанных нормативных актов будет направлен на сокращение бесплатных мест в российских вузах. Так, на заседании правительства Москвы, состоявшемся 17 апреля, министр образования и науки заявил, что «есть профессии, по которым бюджетные места должны сокращаться, и профессии, по которым они должны увеличиваться». Он откровенно признался, что «не видит греха в сокращении количества бюджетных мест». Впрочем, сокращение может произойти, что называется, «естественным путем». По данным социологических исследований количество абитуриентов к 2010 «болонскому» году сократиться вдвое и основную причину специалисты видят в мощном демографическом спаде. По словам Андрея Фурсенко, «в 2006 году у нас был последний нормальный набор в вузы по количеству абитуриентов».

На том же апрельском заседании столичного правительства г-н Фурсенко сделал еще одно заявление, которое не хотелось бы считать «программным». По его мнению «студенты, не нуждающиеся в стипендии, могут отказаться от ее получения». Свои «апрельские тезисы» министр пояснил так: «есть примеры, когда стипендию некоторые молодые люди тратят на заправку своего личного автомобиля». С другой стороны всем, в том числе и министру образования, прекрасно известно, что для многих студентов стипендия является единственным средством для выживания, и они вынуждены подрабатывать иногда в ущерб учебному процессу. Даже обещанное с сентября 2007 года увеличение стипендий на 50% не спасет положение, тем более, что в проекте трехлетнего бюджета средства на дальнейшую индексацию стипендий не предусмотрены. Таким образом, в Болонскую систему российские студенты войдут с академической стипендией в 900 рублей, а социальной - 1250. Кроме того, в проект бюджета на 2008-2010 годы заложено уменьшение финансирования национального проекта «Образование»: в 2008 году на него планируется выделить 42,8 млрд руб., а в 2009-м - всего 21,1 млрд руб.

Обсудить на форуме
researcher@