.
Наука Инновации Образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА
В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (РИЭПП)

    АЛЬМАНАХ

НАУКА
ИННОВАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ

Парад
Издательский дом
Москва, 2006

Редакционная коллегия:

Главный редактор: Е.В. Семёнов

Члены редколлегии: Ю.Н. Андреев, Н.В. Арзамасцев, В.В. Борисов (зам. гл. редактора), Г.А. Ерёменко, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Качак, Э.М. Мирский, Б.Г. Салтыков, Н.Н. Семёнова (зам. гл. редактора), М.Н. Стриханов, И.А. Тугаринов, Ю.Е. Хохлов, А.В. Юревич

Адрес РИЭПП: 105064, Москва, ул. Земляной Вал, д. 50а/8, строен. 6.
Тел.: 916-28-84; e-mail: info@riep.ru

©РИЭПП

К нашим читателям!

    Научной общественности ещё памятен журнал "Науковедение" (гл. ред. Е.В. Семёнов), выходивший в 1999-2004 годах. В его организации участвовали инициативные учёные -блестящие представители науковедения, вошедшие в редколлегию и определявшие лицо и уровень издания.

     На страницах журнала публиковались политологи, экономисты, социологи, философы, историки, психологи, наукометры, люди, принимающие политические решения в научно-технической сфере. Благодаря этому изданию российские науковеды, - специалисты из разных областей знания и социальной практики, занимающиеся анализом науки, смогли обмениваться идеями, информацией, раздумьями о том, что произошло и происходит с наукой в России и современном мире и что её может ожидать. Просматривали страницы журнала и в ведомственных кабинетах. Это была и трибуна науковедов - их голос мог быть услышан.

     Появление этого журнала способствовало возрождению и сплочению науковедческого сообщества в России. На его страницах разворачивались острые дискуссии, продолжавшиеся на "круглых столах", организованных редакцией, общероссийских науковедческих конференциях, которые стали реальностью в том числе и благодаря консолидации науковедов вокруг своего аналитического журнала.

     Но временные затруднения, обернувшиеся затянувшимися на долгое время трудностями, сделали невозможным издание, оборвав жизнь столь нужного и полюбившегося российским науковедам журнала. Но не оборвалось существование науковедческого сообщества.

     И доказательством живости науковедческого сообщества, интереса к актуальному анализу науки и ее многообразных связей с обществом является издание нового альманаха "Наука. Инновации. Образование" (М.: Парад, 2006), выпущенный РИЭПП (Российским институтом экономики, политики и права). Главный редактор и организатор этого издания знаком - Е.В. Семёнов. Узнаваемы и многие члены редколлегии - как часть наследия упоминавшегося выше журнала.

     Но альманах - не журнал, он - иное. Этот объёмистый том в 396 страниц, переплетенный в знакомую со времён журнала "Науковедение" плотную обложку густого цвета морской волны, сохранил стилистику предшественника - бренд узнаваем. Однако альманах отличен от журнала по жанру, поэтому его архитектура более крупная и менее разнообразная: в нём есть три больших раздела, соответствующие общему названию издания.

     Кроме того, явно видна практическая ориентация и направленность исследований, представленных в статьях. Усилено внимание к инновационной политике в целом и отдельным её направлениям. Экономический подход расширяет сферу своего влияния. То, что начинало развиваться ещё на страницах журнала, явилось на страницах альманаха уже не как тенденция, а как факт. Впрочем, это характерно не только для российской науки и исследований в сфере науки.

     Авторами статей, многообразных по тематике, являются не только специалисты, работающие в РИЭПП, но и представители 12 других институтов и организаций, а также университетов. Это говорит о притягательности идеи кооперации усилий в сфере анализа науки и инноваций и о возможности такой кооперации для исследователей, представляющих разные области знания и социальной практики.

     Старт альманаха "Наука. Инновации. Образование" состоялся. За первым выпуском должны последовать и другие, о чём говорили многие участники презентации альманаха, состоявшейся 21 февраля 2007 года в РИЭПП.

     Значит, возрождение науковедения продолжается. История не закончилась.

Семёнова Н.Н., зам. главного редактора
(Российский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере)

Содержание

Предисловие

Раздел I. Научная политика и проблемы развития науки
Салтыков Б.Г. Уроки реформирования российской науки (последнее десятилетие XX - начало XXI вв.)
Семёнов Е.В. Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы
Ваганов А.Г. Заметки к спорам о судьбе фундаментальной науки
Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту
Варшавский Л.Е. Проблемы развития кадрового потенциала науки
Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Динамика утечки умов и становления российской научной диаспоры
Дежина И.Г. Инструменты и механизмы финансирования науки в России: основные тенденции
Воронкина Л.В., Иванова О.В., Рыбакова Л.И. Некоторые вопросы ресурсного обеспечения и результативности деятельности государственных научных организаций

Раздел II. Инновационная политика и проблемы развития национальной инновационной системы
Ленчук Е.Б. Проблемы перехода России к инновационной модели развития
Ерёменко Г.А. К общей теории интеллектуальных прав в сфере науки и инноваций
Бромберг Г.В., Сурин А.В. Использование информации об интеллектуальной собственности в управлении научно-техническим развитием
Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Социально-психологические проблемы развития высоких технологий
Зинов В.Г. Система кадрового обеспечения инновационной деятельности
Ващенко В.П. Инновационное образование: обусловленность и сущность
Самоволева С. А. Анализ рисков инновационных проектов
Лущекина Е.В. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы
Чернова С.А. О необходимости применения комплексного подхода в развитии рыночных механизмов в научно-технической сфере

Раздел III. Глобальные и региональные проблемы развития науки, образования и НИС
Борисов В.В. Болонский процесс в Европе и в России: пути реформирования высшего образования
Семёнова Н.Н. Наука в условиях глобализации
Гутман С.Ю. Сопоставительный анализ состояния некоторых компонент сферы исследований и разработок в России и странах ОЭСР
Гапоненко Н.В. Развитие нанонауки: глобальные и региональные тенденции и правительственные инициативы
Андреев Ю.Н. Потенциал взаимодействия регионов и федеральных органов власти в научно-технической сфере
Медведева Т.Ю. Наукограды как субъекты инновационной деятельности
Унтура Г.А., Евсеенко А.В. Экономика знаний в стратегическом развитии региона
Шапошник С.Б. Роль человеческого капитала в электронном развитии регионов России
Изосимов В.Ю. Способы экономической оценки экологического ущерба при анализе эффективности инвестиционных проектов
Дмитриев Л.В. Стимулирующее влияние налоговой реформы на инвестиции и распределение капитала между секторами российской экономики

Предисловие

Первый выпуск альманаха РИЭПП
"Наука. Инновации. Образование"

С 2006 с Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) начинает регулярное издание научных трудов в форме альманаха. Название альманаха "Наука. Инновации. Образование" отражает научный профиль и специализацию Института. Достоинством рассмотрения научной, инновационной и образовательной систем в их взаимосвязи является возможность анализа всего интеллектуального производства как целостности, циркуляции научного знания в обществе одновременно и в рамках научно-инновационного цикла, и в рамках научно-образовательного цикла, причем с учетом их взаимозависимости. Содержание альманаха в силу специализации РИЭПП связано, прежде всего, с исследованием научно-инновационного цикла. Но включение, пусть и в меньшей степени, в предмет рассмотрения и научно-образовательного цикла является, с нашей точки зрения, необходимым для понимания системной природы и существа процессов в сфере интеллектуального производства.

Содержание альманаха - как первого выпуска, так и в перспективе - ориентировано, прежде всего, на рассмотрение проблем научной политики и развития науки, проблем инновационной политики и инновационного развития, правовых проблем и мониторинга развития научной и инновационной сфер, а также проблем развития образования. В альманахе предполагается освещение вопросов интеграции науки, образования и производства; кризиса и реформы; глобализации и развития информационного общества; организации научных исследований, их финансирования и управления ими в современных условиях; развития человеческого капитала; нормативно-правового регулирования сферы науки, инноваций и образования.

Альманах отражает результаты исследований коллектива РИЭПП и большой группы сотрудничающих с РИЭПП специалистов из научных, образовательных организаций, а также организаций инновационной сферы и сферы государственного управления. Редакционная коллегия альманаха составлена с учетом данного обстоятельства. В состав редколлегии вошли специалисты, представляющие разные области знания и разные сферы деятельности, имеющие опыт научной и практической работы.

По составу редакционной коллегии и в тематическом отношении альманах "Наука. Инновации. Образование" является продолжением журнала "Науковедение", издававшегося в 1999-2004 гг. Альманах ориентирован на научную преемственность и на продолжение традиции данного журнала. В то же время, в отличие от журнала "Науковедение", посвященного, прежде всего, проблемам науки, в альманахе расширена инновационная и образовательная тематика, сокращена проблематика философии науки и истории науки при одновременном расширении более прикладной проблематики, связанной с организацией, финансированием, управлением, нормативно-правовым регулированием применительно к науке, образованию и инновационной сфере.

В первый выпуск альманаха включены 27 статей, объединенных в три раздела. В первый раздел "Научная политика и проблемы развития науки" вошли восемь статей, охватывающих широкий круг вопросов от проблем реформирования науки до вопросов ее финансирования, кадрового и ресурсного обеспечения. Первый блок раздела составляют четыре статьи, посвященные общим вопросам научной политики и научной реформы. В статье Б.Г. Салтыкова "Уроки реформирования российской науки", открывающей альманах, анализируется и оценивается опыт научной реформы первой половины 1990-х годов. В статье Е.В. Семёнова "Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы" рассматриваются современные подходы к реформированию науки (прежде всего фундаментальной), сценарии и варианты ее развития. В статье А.Г. Ваганова "Заметки к спорам о судьбе фундаментальной науки" продолжена та же тема, что и в предыдущей статье. И, наконец, в статье А.В. Юревича "Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту" проблемы науки рассматриваются на примере ее социогуманитарного сегмента. В статье Л.Е. Варшавского "Проблемы развития кадрового потенциала науки" и статье Н.С. Агамовой и А.Г. Аллахвердяна "Динамика утечки умов и становление российской диаспоры" рассматриваются острые проблемы кадрового потенциала отечественной науки. Завершают раздел статья И.Г. Дежиной "Инструменты и механизмы финансирования науки в России: основные тенденции" и статья Л.В. Воронкиной, О.В. Ивановой и Л.И. Рыбаковой "Некоторые вопросы ресурсного обеспечения и результативности деятельности государственных научных организаций", в которых освещаются вопросы финансирования и ресурсного обеспечения современной российской науки. В целом статьи, включенные в первый раздел, дают достаточно целостное представление о наиболее острых проблемах научной сферы.

Во второй раздел "Инновационная политика и проблемы развития национальной инновационной системы" включены девять разнообразных по тематике статей. Открывает раздел статья Е.Б. Ленчук "Проблемы перехода России к инновационной модели развития", в которой определяются общие подходы к проблематике раздела. В статье Г.А. Ерёменко "К общей теории интеллектуальных прав в сфере науки и инноваций" и в статье Г.В. Бромберга и А.В. Сурина "Использование информации об интеллектуальной собственности в управлении научно-техническим развитием" рассматриваются ключевые для инновационной сферы вопросы - вопросы интеллектуальной собственности. Статья А.Н. Костина и Ю.Я. Голикова "Социально-психологические проблемы развития высоких технологий" освещает весьма драматичный социокультурный и психологический контекст инновационного развития в сфере высоких технологий. Проблемы кадрового обеспечения инновационной сферы и инновационного образования обсуждаются соответственно в статье В.Г. Зинова "Система кадрового обеспечения инновационной деятельности" и статье В.П. Ващенко "Инновационное образование: обусловленность и сущности". Острой проблеме инновационной деятельности, а именно проблеме рисков, посвящена статья С.А. Самоволевой "Анализ рисков инновационных проектов". Завершают раздел статья Е.В. Лущекиной "Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы" и статья С.А. Черновой "О необходимости применения комплексного подхода в развитии рыночных механизмов в научно-технической сфере".

В третий раздел "Глобальные и региональные проблемы развития науки, образования и национальной инновационной системы" включены восемь статей по глобалистике и регионалистике, а также две статьи, тематически менее тесно связанные с данным разделом. Открывает раздел статья В.В. Борисова "Болонский процесс в Европе и в России: пути реформирования высшего образования", посвященная анализу глобального контекста и перспектив развития российской высшей школы. Анализу проблем науки в глобальном мире и межстрановым сопоставлениям посвящены соответственно статьи Н.Н. Семёновой "Наука в условиях глобализации" и С.Ю. Гутман "Сопоставительный анализ состояния некоторых компонент сферы исследований и разработок в России и странах ОЭСР". Своеобразным "мостом", связывающим данную группу статей по проблемам глобализации со статьями, посвященными региональной проблематике, служит статья Н.В. Гапоненко "Развитие нанонауки: глобальные и региональные тенденции и правительственные инициативы". Соотношению федерального и регионального уровней инновационной политики, развитию наукоградов посвящены статьи Ю.Н. Андреева "Потенциал взаимодействия регионов и федеральных органов власти в научно-технической сфере" и Т.Ю. Медведевой "Наукограды как субъекты инновационной деятельности". В статье Г.А. Унтуры и А.В. Евсеенко "Экономика развития знаний в стратегическом развитии региона" актуальная тема перехода страны на инновационный путь развития раскрыта на примере Новосибирской области. В статье С.Б. Шапошника "Роль человеческого капитала в электронном развитии регионов России" на материале конкретного исследования показаны общие тенденции и особенности инновационного развития и инновационной активности регионов в зависимости от развитости в них человеческого капитала. Замыкают раздел статьи В.Ю. Изосимова "Способы экономической оценки экологического ущерба при анализе эффективности инвестиционных проектов" и Л.В. Дмитриева "Стимулирующее влияние налоговой реформы на инвестиции и распределение капитала между секторами российской экономики", посвященные проблемам, имеющим отношение ко всем трем разделам альманаха.

Редакционная коллегия и авторский коллектив надеются на то, что материалы нового издания Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере окажутся полезными для наших коллег, занимающихся исследованием развития науки, образования и инноваций в России, и будут востребованы специалистами сферы управления.

Е.В.Семенов