.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
13 января 2007

Рождественский семинар по проблемам науки и образования: Консолидированный взгляд

26 декабря 2006 г. в МГУ состоялся рождественский семинар по проблемам науки и образования, организованный  Факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ и неформальным объединением научных работников в рамках проекта scientific.ru. Профессор А.А.Корнышев (Imperial College, London) сделал доклад «Наука, образование и академическая карьера в континентальной Европе, Британии и США: сравнительный анализ». В последующих выступлениях авторы недавних тематических публикаций в сетевых СМИ рассмотрели  различные аспекты проблемам реформы науки в России: д.г.-м.н., чл.-корр. РАН А.В.Соболев («О мерах по повышению международного уровня и влияния российских фундаментальных исследований»); д.ф.-м.н.Б.Е.Штерн («Формальные показатели, их польза, вред и разумное место»); д.ф.-м.н. А.К.Казанский («Почему Центры Перспективных Исследований (что это,  каковы цели и возможные методы их достижения)»); д.фил.н. Р.М. Фрумкина («Несколько слов о нынешней ситуации в гуманитарных науках»); д.ф.-м.н.  М.В.Фейгельман (общий комментарий);  Президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества" Б.Г. Салтыков (общий комментарий); д.х.н. Г.А.Цирлина («Несколько слов об опыте наших соседей»). Затем с развернутыми комментариями по затронутым вопросам выступили Председатель Совета профсоюза работников РАН к.ф.-м.н. В.Ф. Вдовин, усомнившийся в малочисленности активных научных работников в России, и д.т.н. Р.А.Андриевский, привлекший внимание к необходимости  увеличения расходов на оборудование для квалифицированных групп и информационное обеспечение. Вводные и заключительные комментарии дал Председатель семинара  д.б.н. М.С.Гельфанд. В семинаре участвовали более 80 человек – сотрудники институтов РАН, МГУ, представители Министерства образования и науки (МОН), журналисты.

Центральной темой семинара стало обсуждение путей преодоления отставания отечественных естественных наук от общемирового уровня. Как важнейшие аспекты этой проблемы рассматривались (а) реальные показатели отставания – малое число и низкий уровень публикаций российских авторов в среднем; (б) низкая внутренняя конкурентность научной деятельности в России  и  возможность ее усиления через оценку научного труда по качеству и числу публикаций; (в) роль международной экспертизы при оценке достижений ученых, работающих на международном уровне; (г) конкретные проекты селективной поддержки сильных ученых, имеющих международное признание, механизмы создания вокруг таких ученых новых научных групп; (д) механизмы влияния создаваемых таким образом «точек роста» на массовые научные исследования и подготовку научных кадров; (е)  возможные способы вовлечения научной диспоры  в  процесс модернизации системы научной деятельности в России.;   (ж) недостаточная информационная обеспеченность российских научных исследований и необходимость ее улучшения за счет значительного расширения прямого интерактивного доступа российских ученых к международным журналам и базам данных.

В выступлениях большинства докладчиков, вопросах и репликах с мест предложения о рациональном и прозрачном распределении выделяемых на науку средств с использованием объективных критериев и международной экспертизы  подавляюще преобладали над традиционными призывами к увеличению финансирования науки и поголовному повышению заработной платы научных работников.

Семинар показал, что в последние годы в российском естественно-научном сообществе складывается независимый от существующих государственных и общественных структур круг активных профессионалов разных специальностей, имеющих четкие и проработанные предложения о необходимых для сохранения науки в России методах управления научными процессами со стороны государства. С точки зрения этих научных работников принципиальным является выделение повышенных средств на поддержку российских ученых, исследования которых признаны на международном уровне, предоставление им  возможностей для создания новых научных групп и  максимальное использование в интересах отечественной науки научной мощи российской диаспоры.  Доклады и обсуждения на семинаре показали, что  ранее опубликованные независимые  предложения  естественным образом выстраиваются в последовательную схему модернизации отечественной науки через создание и поддержку «точек роста». Высказывались, однако, опасения относительно возможности  реализации этих предложений в сложившейся ситуации с распределением финансирования на науку.

Аудиозапись рождественского семинара можно изучить по адресу http://scientific.ru/society/forum.php?topic=671.msg5010#msg5010. На форуме этого Интернет-ресурса прошедший семинар, его итоги и поднятые проблемы инициировали активное обсуждение. Портал ScienceRF предлагает всем, кого заинтересовала данная тема, высказать свои мысли и мнения по итогам прошедшего семинара на нашем сайте. Письма направляйте на адрес eukusova@opec.ru.

Обсудить на форуме
researcher@