.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
21 декабря 2006

Госдума приняла в первом чтении законопроект об участии работодателей в подготовке специалистов

Неделю назад, 13 декабря Госдума подавляющим большинством голосов приняла в первом чтении поправки к законам, легализующие участие работодателей в подготовке специалистов. Планируется, что объединения работодателей получат право вести среднесрочное прогнозирование и мониторинг потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, а затем – делиться результатами исследований с федеральными органами власти, сообщает "Газета.ру". Разработчики законопроекта считают, что предложенные меры давно назрели: экономика задыхается от нехватки профессионально обученных кадров, а система образования выпускает "в никуда" миллионы ненужных специалистов.

По данным исследований, проведенных Госуниверситетом – Высшей школой экономики, до 50% российских работников трудятся не по специальности. А порядка 38% принятых на работу выпускников вузов сразу же нуждаются в переобучении, свидетельствуют результаты исследований "Левада-центра" 2006 года.

По словам зампреда думского комитета по труду и социальной политике Олега Еремеева, "характерной чертой современной российской системы высшего образования является то, что конечные результаты образовательной деятельности вузов, а именно – подготовка специалистов, слабо увязаны с требованиями работодателей, перспективами социально-экономического развития". "По формальным признакам, в России самая высокообразованная рабочая сила. Вместе с тем переизбыток выпускников вузов, уровень и качество подготовки которых не устраивает работодателя, налицо уже сегодня, – рассказал Еремеев. – Они не способны составить костяк современных инженеров и менеджеров, которые могли бы грамотно выстроить процесс управления высокотехнологичным производством".

Главная же и наиболее часто предъявляемая претензия работодателей, по словам зампреда думского комитета и председателя Координационного совета объединений работодателей России, – "излишняя теоретичность профессиональной подготовки" и оторванность знаний, получаемых студентами в вузе, от практики. Большое значение для работодателей имеют и адаптационные возможности выпускников – их обучаемость, личные качества.

Бизнесмены часто сетуют, что выпускники вузов не нацелены на профессиональный и карьерный рост, не готовы к работе в команде, не обладают системным мышлением, не умеют преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде.

О.Еремеев надеется, что принятие закона решит все эти проблемы: государство "улучшит положение дел с планированием процесса подготовки кадров", система образования начнет готовить "действительно необходимых на рынке труда специалистов", а работодатели "повысят свою заинтересованность в подготовке кадрового потенциала". Пока что предполагается, что представители бизнеса займутся выявлением потребностей на рынке труда. В дальнейшем, не исключено, что бизнес будет вникать и в процесс обучения, особенно в профтехучилищах и техникумах.

У предлагаемого нововведения есть и оппоненты. По мнению первого зампреда думского комитета по образованию Олега Смолина, "сама по себе идея участия бизнеса в рынке труда хороша, хотя и не нова". Однако, "прежде чем ждать от нее отдачи, необходимо четко определиться с экономической стратегией развития России, чего нет до сих пор".
Другой зампред того же комитета Алексей Чернышов заявил, что для построения эффективной системы подготовки кадров в масштабах страны "необходима единая государственная стратегия". "В рамках региона производство нужных профессиональных кадров возможно. Однако для свободной трудовой миграции по стране, как это происходит, скажем, в США, необходима единая федеральная служба занятости. А ее у нас ликвидировали", – говорит А.Чернышов. При этом депутат считает, что Минобрнауки ни в коем случае не должно устраняться от мониторинга подготовки специалистов, переложив его на плечи бизнеса. Именно федеральные отрасли власти, по его мнению, должны с помощью независимых экспертов составлять "сквозные" прогнозы – по отраслям экономики и по регионам.

В этот же день первый вице-премьер Дмитрий Медведев на совещании по национальному приоритетному проекту "Образование" в Красноярске поддержал инициативу красноярского губернатора Александра Хлопонина о формировании краевого заказа на подготовку специалистов. "Это исключительно важная вещь. По идее она должна быть в каждом субъекте Федерации", - сказал Д.Медведев. Пока, чтобы помочь регионам, "федерация взяла на себя не свойственную ей функцию по финансированию процесса подготовки кадров", – отметил он. Однако в дальнейшем, заявил Д.Медведев, регионы совместно с бизнесом будут самостоятельно решать кадровые проблемы.

Обсудить на форуме
researcher@