.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экономика и образование сегодня
19.06.2006

Копилка для интеллекта
Андрей Фурсенко

Развитие рынка интеллектуальной собственности является одним из важнейших условий использования интеллектуально-научного потенциала страны. Понятие "рынок интеллектуальной собственности", предполагает обмен товарами на основе спроса и предложения, причем в качестве товара выступает интеллектуальная собственность, продукты, созданные на ее основе. Коротко о том, что делает Министерство образования и науки с подведомственными ему службами и агентствами для того, чтобы этот рынок развивался.

Этапы становления

Создание условий для развития научно-технического потенциала является одной их главных целей деятельности Министерства образования и науки России. Расходы бюджета, связанные с созданием, использованием, правоохраной и защитой интеллектуальной собственности, в 2005 году составили около 1 млрд рублей. В 2006 году эти расходы возрастут примерно на 12%. Пока¬затели подачи заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы по сравнению с 1998 годом выросли: • по изобретениям примерно на 50%; по полезным моделям - на 150%; • по промышленным образцам и товарным знакам - более чем на 50%; • по программам для ЭВМ и базам данных - более чем на 180%.

Мероприятия по развитию и использованию научно-технического потенциала реализуются в первую очередь в рамках "Федеральной целевой научно-технической программы исследования и разработки по приоритетным направлениям". В результате реализации этой программы в 2005-2006 годах намечается создание 160 технологий, пригодных для последующей коммерциализации. При этом будет обеспечен дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции на сумму около 4 млрд рублей и создано 80 тыс. рабочих мест для высококвалифицированных работников.

Необходимым условием для развития интеллектуального рынка является создание инфраструктуры инновационной деятельности. В настоящее время в России функционирует 31 инновационно-технологический центр, 6 фондов поддержки науки и инноваций. Сейчас в России действует около 60 центров трансферо-технологий, которые должны обеспечивать отбор, оценку обладающих коммерческим потенциалом разработок и создание технологических предприятий, а также осуществлять патентные исследования и правовую помощь.

Для повышения эффективности инфраструктуры инновационной деятельности на всех крупных предприятиях научно-технической сферы в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих функции государственного заказчика, на наш взгляд, следует создать специальные структуры, выполняющие функции коммерческих посредников в отношении полученных результатов интеллектуальной деятельности. Хочу напомнить, что еще в СССР патентные бюро практически во всех крупных научно-исследовательских институтах работали достаточно активно. На каком-то этапе эта деятельность прекратилась, и мы считаем, что ее необходимо восстановить на новой базе.

Министерство образования и науки РФ является организатором ежегодных венчурных ярмарок, проводимых с целью привлечения инвестиций в инновационный сектор экономики. По результатам прошедших мероприятий 30 из 250 участвующих компаний, привлекающих инвестиции под интеллектуальный продукт, получили инвестиции на сумму, превышающую 50 млн долларов, и кредиты на сумму более 10 млн долларов.

Министерство проводит большую работу по методическому обеспечению инновационной деятельности, по организации и проведению выставок российских изобретений как в России, так и за рубежом. Также ведется работа по подготовке кадров инновационной сферы.

Правовая охрана Подготовка специалистов должна обеспечить на предприятиях научной сферы инвентаризацию и учет созданных объектов интеллектуальной собственности, их правовую охрану, анализ использования, качества и конкурентоспособности разработок. В том числе на основе проведения патентных исследований с целью выявления избыточных для предприятия активов, их реализации путем уступки прав, переговоров с инвесторами и партнерами, подготовки лицензионных соглашений. Наличие подобных специалистов может положительным образом повлиять на развитие оборотов объекта интеллектуальной собственности.

В настоящее время мы планируем осуществить финансирование и реализацию ведомственной программы подготовки специалистов из средств федерального бюджета.

Важнейшим индикатором состояния рынка интеллектуальной собственности, показателем состояния российской инновационной системы является контроль над обеспечением правовой охраны использованных результатов, полученных за счет средств федерального бюджета. Осуществление этих функций поручено Роспатенту. В 2006 году Роспатент планирует осуществить не менее 30 проверок деятельности организаций, которые распоряжаются правами РФ на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности. Для реализации контрольных и надзорных функций в ближайшее время необходимо принять постановление правительства по этому вопросу, которое определит систему действия Роспатента по осуществлению контроля, перечень контролируемых федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. А также защитит систему контрольных показателей, которые предполагается использовать. Соответствующие документы Министерством образования и науки совместно с Роспатентом уже подготовлены.

Законодательные изменения Для стимулирования инновационной деятельности, внедрения в производство наукоемких технологий необходимо реформирование законодательства РФ, которое предполагает как разработку новых, так и изменение действующих актов РФ. В настоящее время подготовлена концепция ряда законов и законопроектов. Из этих предложений я бы выделил следующие: о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения производства наукоемких технологий; о передаче технологий; о фондах поддержки науки и инноваций и о внесении изменений в налоговый кодекс РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, изменения должны коснуться базового "Закона о науке". Цель усовершенствования законодательных актов - обеспечение вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот, стимулирование внедрения в производство новых технологий. Создание условий для оценки эффективности расходов бюджетных средств на разработку результатов научно-технической деятельности и определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса, субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров и т.д.

Необходимо ввести в "Закон о науке" общую норму, подразумевающую то, что любые результаты научно-технической деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, закрепляются за организацией и исполнителями, если иное не предусмотрено законом или контрактом. Закрепление научно-технических результатов за РФ должно ограничиваться случаями, когда соответствия результатов создаются для нужд обороны и страны, а также когда государство берет на себя доведение соответствующих результатов до стадии промышленного применения. В статье N 12 "Закона о науке", на наш взгляд, необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов РФ для отражения современных законодательно обоснованных представлений о правовом регулировании научной, научно-технической, инновационной деятельности субъектов.

Необходимо создать условия для развития малого инновационного бизнеса. В этих целях в "Законе о науке" следует предусмотреть и определить понятия субъектов малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, а также закрепить общую обязанность государства оказывать таким субъектам поддержку. В том числе в виде предоставления льготных условий использования государственно-финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов.

Принципиально важным вопросом является учет и контроль за использованием научно-технических результатов. Представляется необходимым в "Закон о науке" включить общие нормы, посвященные созданию, введению и развитию единой государственной системы учета результатов технической деятельности, собранных за счет бюджетных средств. Первый шаг уже сделан: принято соответствующее постановление правительства, но абсолютно ясно, что многие нормы должны регулироваться на законодательном уровне. При этом регулировать надо не только ту интеллектуальную собственность, которая создается в рамках государственных контрактов, но и ту, которая создастся в рамках сметного финансирования.

Прогнозирование результатов развития РФ в сфере инновационной деятельности, уточнение основных понятий, связанных с инновационной деятельностью, крайне необходимы. Известно, что порядок разработки долгосрочных, среднесрочных про¬грамм определяется Федеральным законом "О государственном прогнозировании программ социально-экономического развития РФ". Необходимо дополнить одну из статей этого закона указанием на то, что обязательным разделом прогноза развития РФ является инновационная политика государства, а также необходимо определить содержание самого понятия "инновационная политика".

В законопроект о передаче технологий необходимо включить нормы о том, что передача уступки первыми обладателями прав на технологии, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, третьим лицам осуществляется с согласия государственного заказчика в случае работы по государственному контракту или главного распределителя бюджетных средств для организации финансирования по смете. Законопроект будет распространяться на результаты научно-технической деятельности не только гражданского, но и военного, специального, двойного назначения, созданного за счет или с привлечением бюджетных средств, выделяемых государственным контрактом по сметам доходов и расходов, а также в виде субвенций и субсидий.

Для решения проблемы стимулирования предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий введение льгот по уплате налога на прибыль, на имущество и НДС. Эти льготы должны распространяться на предприятия, занимающиеся освоением производства новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданной за счет федерального бюджета. Материальная заинтересованность в практической реализации полученных результатов должна присутствовать у всех субъектов инновационной деятельности, начиная от авторов-разработчиков до предприятий, исполнителей государственных контрактов. Кроме того, в ряд действующих законов будут внесены необходимые изменения и дополнения, касающиеся определения объема прав и обязанностей государственного заказчика и правообладателя на результаты, полученные за счет средств федерального бюджета и порядка обращения государства с конструкторской и технологической информацией, охраняемой в режиме коммерческой тайны.

Мы считаем, что необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральные законы "О коммерческой тайне", "Об основах государственного регулирования и внешнеторговой деятельности", Патентный закон, Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Федеральный закон "О правовой охране топологии интегральных микросхем" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". А также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Федеральный закон "О приватизации госимущества и об основах приватизации муниципального имущества".

Все изложение меры направлены на создание государственной системы использования результатов научно-технической деятельности, созданной за счет средств федерального бюджета. По нашим оценкам, реализация предлагаемых мер может привести к увеличению в 4-5 раз количества объектов на рынке интеллектуальной собственности. При этом следует ожидать как увеличения числа объектов интеллектуальной собственности, на которую распространяется режим патентной охраны, так и существенного вовлечения количества объектов, охраняемых в режиме коммерческой тайны. Предусмотренное изменение федеральных законов обеспечит регулирование отношений, которые возникают при осуществлении инновационной деятельности, деятельности, связанной с трансформацией новых или усовершенствованных технологических идей, продуктов или услуг, внедренных на рынке. В конечном счете - создание цивилизованного активного рынка интеллектуальной собственности.

Обсудить на форуме
researcher@