.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
26 мая 2006

Состоялись выборы в Российскую академию наук

24-25 мая Большой зал Российской академии наук собрал ученых на ежегодную отчетно-выборную встречу. Открыл общее собрание президент РАН  Юрий Осипов. Познакомив собравшихся с важнейшими достижениями сотрудников академии в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук за последний год, он предложил вернуться к вопросу, вызвавшую острую дискуссию ровно год назад, на общем собрании 2005 года. Тогда был начат разговор о модернизации государственного сектора российской науки, в том числе Академии наук, о механизмах конструктивного сотрудничества академического сообщества и власти. Ю.Осипов напомнил фактическую сторону ситуации.

В августе 2005 года президент РФ В.Путин одобрил основные направления модернизации Российской академии наук, подготовленные Академией наук совместно с Министерством образования и науки РФ. Председателю Правительства было дано поручение принять меры, призванные обеспечить в 2006-2008 гг. резкое повышение уровня оплаты труда сотрудников научных учреждений Академии при 20-процентном сокращении штатных единиц, финансируемых из федерального бюджета. Была создана рабочая группа по подготовке пилотного проекта совершенствования оплаты труда в Российской академии наук. 22 апреля 2006 г. постановление Правительства по этому вопросу было принято.

В соответствии с ним с 1 мая этого года примерно в 2 раза повышены должностные оклады сотрудников научных учреждениях РАН. Установлено, что за счет федерального бюджета будут финансироваться как эти оклады, так и два вида надбавок: компенсационных (к их числу относятся региональные коэффициенты, надбавки за степень, надбавки за вредность) и стимулирующих, призванных содействовать повышению результативности труда наших сотрудников. Объем средств, идущих на выплату бюджетных ставок, примерно равен объему средств, идущих на выплату надбавок обоих видов составляет 1:1. С учетом этого планируемая динамика средней заработной платы сотрудников Российской академии наук в целом выглядит следующим образом: в 2006 г. – 8420 руб./месяц, в 2007 г. - 13920 руб./месяц, в 2008 г. - 20980 руб./месяц. При этом различия в средних показателях заработной платы по центральной части РАН и региональным отделениям связаны, прежде всего, с действующими региональными коэффициентами.

Наряду с увеличением заработной платы постановление правительства предусматривает поэтапное сокращение численности сотрудников научных учреждений РАН, занимающих бюджетные ставки. К 1 января 2009 г. численность работников научных организаций Академии должна составить 89896 человек, в том числе научных сотрудников – 44225 человек. (Напомним, что на 1 января 2005 г. фактическая численность сотрудников в Академии составляла 112370 человек, в том числе научных сотрудников – 55281 человек).
Затем Ю. Осипов высказал ряд соображений оценочного плана, связанных с реализацией комплекса мер по созданию условий для воспроизводства кадрового потенциала РАН.

Это было просто «хождение по мукам», - сказал он. - К сожалению, в министерствах были люди, которые всеми силами мешали принятию постановления Правительства о реализации пилотного проекта. Но было бы несправедливо не сказать о тех, кто сделал выход этого постановления возможным. Здесь я должен, прежде всего, отметить последовательную позицию, которую занимало на всех этапах подготовки этого важного решения Министерство образования и науки России. На заключительной стадии очень большую роль сыграли первый заместитель председателя правительства В.А.Медведев, руководитель аппарата правительства С.Е.Нарышкин. Очень благожелательно, оперативно и четко действовали при выпуске постановления работники аппарата правительства. Это первое. Во-вторых, подготовка к реализации пилотного проекта выявила ряд серьезных проблем в организации информационных потоков внутри Академии, в особенности между центральной частью и региональными отделениями. Огромных усилий потребовало получение точных сведений о численности занятых в научных организациях, структуре научного и прочего персонала, применяемых региональных коэффициентах.

Между тем, очевидно, что в современных условиях такого рода информация должна быть доступна в режиме реального времени. Поэтому формирование интегрированных баз данных по всем организациям Российской академии наук должно рассматриваться нами как важнейшая и притом совершенно неотложная задача.

Третье. Нам нужно всерьез обдумать вопрос о том, в какой мере целесообразно сохранение нынешнего положения дел, когда единая организация – Российская академия наук - представлена четырьмя главными распорядителями федерального бюджета. Сразу подчеркну: речь не идет о каком бы то ни было ограничении прав региональных отделений в распоряжении бюджетными средствами. В этом отношении сложившийся порядок оптимален, и ломать его не нужно. Суть проблемы лежит в иной плоскости. Мы должны уйти от ситуации, которая порождает возникновение разнонаправленных финансовых интересов внутри Академии, деструктивную конкуренцию между ее структурными звеньями во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.


Четвертое, и, наверное, самое важное. Несмотря на многочисленные разъяснения, сохраняется очевидное недопонимание немалым числом наших коллег сути принятых решений. Иногда даже приходится слышать, что в стремлении решить вопрос о повышении зарплаты руководство Академии якобы пошло на такие уступки по вопросу о сокращении численности сотрудников, которые ставят под угрозу само существование РАН. Полагаю, что такие оценки глубоко ошибочны.

После выступления президента академии перешли к выборам действительных членов и членов-корреспондентов, а также иностранных членов РАН. На выборы в члены РАН 2006 года было объявлено 169 вакансий, в т. ч. 55 вакансий академиков, и 116 вакансий членов-корреспондентов. Было зарегистрировано 1452 кандидата, в том числе 262 - в академики и 1190 - в члены-корреспонденты. Средний конкурс на вакансию академика составил около 5 человек, на вакансию члена-корреспондента -10 человек.

Общим собранием утверждены все 49 прошедших ранее конкурс кандидатов в академики, все 29 кандидатов в иностранные члены-корреспонденты. И 101 член-корреспондент. Из членов-корреспондентов не прошли три кандидата: ректор Академии госслужбы Владимир Егоров, вице-губернатор Григорий Двас и заместитель президента РАН Владимир Шульц.

Обсудить на форуме
researcher@