.
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙД.Х. Ибрагимова, С.А. Николаенко

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ

Москва 2005

Научный редактор: доктор экономических наук, профессор А. В. Полетаев Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений / Независимый институт социальной политики. - М.: Поматур, 2005.

ISBN 5-86208-177-1

В книге впервые представлены обобщенные результаты многолетнего проекта "Индекс потребительских настроений в России". Подробно рассматриваются вопросы методологии оценки настроений потребителей, анализируется динамика потребительских оценок и ожиданий за 1993-2004 гг. как для населения России в целом, так и по отдельным социально-экономическим группам, причем в контексте международных сопоставлений. Особое внимание уделяется изучению факторов формирования мнений населения, его поведению на потребительском рынке и влиянию на экономическое развитие страны.

Издание будет полезно исследователям, управленческим работникам, представителям частного бизнеса, преподавателям и студентам, а также всем интересующимся развитием социально-экономических процессов в России.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Форда. Распространяется бесплатно.

© Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А., 2005
© Независимый институт социальной политики, 2005
© Оформление ООО "Поматур", 2005

Оглавление
Введение
Глава 1. Методология анализа настроений потребителей
1.1. Теоретические основания
1.2. Концепция Индекса потребительских настроений (ИПН)
1.3. Распространение ИПН в мире
1.4. Методика построения ИПН
Глава 2. Общие характеристики ИПН
2.1. Изменения ИПН в 1993-2004 гг.
2.2. Динамика ИПН по основным социально-экономическим группам.
2.3. Россия и европейские страны
Глава 3. ИПН и экономика: экономико-социологический подход
3.1. Оценки личного благосостояния
3.2. Оценки населением перспектив экономического развития
3.3. Потребительский рынок
3.4. Сбережения и сберегательное поведение
Глава 4. ИПН и экономика: макроэкономический подход
4.1. Динамика доходов, производства, безработицы, цен
4.2. Потребительские расходы, сбережения, кредит включение
Приложение. Список постоянных вопросов мониторинга программы ИПН

Введение

В данной работе впервые представлены обобщенные результаты 13-летнего проекта "Индекс потребительских настроений в России", осуществляемого Фондом "Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений" (Фонд ИПН).

Индекс потребительских настроений (ИПН) представляет собой новый для России макроэкономический индикатор, аналогом которого является показатель, известный в США как Consumer Sentiment Index (CSI). В настоящее время CSI включается в перечень основных показателей, характеризующих краткосрочные перспективы развития американской экономики.

В развитой рыночной экономике роль потребителей, как известно, чрезвычайно важна, поскольку их расходы играют в конечном ;чете определяющую роль в динамике внутреннего спроса и соответственно в ускорении или замедлении темпов экономического роста. Принятие потребителями решений об осуществлении тех или иных покупок (в особенности Крупных) или формировании сбережений зависит не только от объективных причин, каковыми являются уровень личных доходов и цен на потребительском рынке. Воздействие этих факторов на поведение Людей в современной экономике неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями, т.е. представлениями, оценками и ожиданиями относительно своего материального положения, занятости, динамики цен, общеэкономических перспектив развития страны в целом. Индекс потребительских настроений и является oсак раз тем уникальным макроэкономическим индикатором, рассчитанным на основе социологической по характеру информации (опросных данных), предоставляющим редкую возможность учета этих психологических факторов.

Исследование ожиданий потребителей в России началось в 1993 г., когда наша страна делала только первые шаги на пути к рыночным механизмам функционирования экономики. К настоящему времени можно смело говорить, что индекс потребительских настроений получил в России "постоянную прописку" - проводятся регулярные опросы, осуществляется их аналитическая обработка, выпускаются информационные бюллетени, результаты измерений публикуются и средствax массовой информации и широко используются в научно-практической деятельности.

За годы исследований накоплен огромный эмпирический материал, позволяющий проследить изменения в сознании и поведении потребителей (как в целом, так и различных социальных групп), их влияние на экономическое развитие страны, провести независимую экспертизу эффективности социально-экономической политики государства на различных ее этапах. Решение о написании этой книги было продиктовано именно желанием и необходимостью собрать. воедино имеющийся материал с целью анализа долговременных тенденций, изучения общих характеристик, их сопоставления со "стандартами" экономически развитых стран.

Структура книги соответствует ее замыслу. Первая глава посвящена вопросам теории, истории, методологии и методике анализа настроений потребителей. Интерес представляет вторая глава, особенностью которой является то, что анализ динамики потребительских настроений в целом, с одной стороны, и в разрезе социально-экономических групп - с другой, осуществляется в контексте международных сопоставлений с целью более глубокого понимания сущности изучаемых явлений. Третья и четвертые главы представляют собой совокупный взаимосвязанный анализ потребительских настроений и общеэкономического развития страны, осуществленный с позиций двух разных, но дополняющих друг друга подходов - экономико-социологического и макроэкономического. Не только и не столько обилие и характер имеющегося "первичного" материала, сколько желание авторов сделать максимально "прозрачными" обсуждаемые результаты и презентируемые выводы обусловило большое количество представленных в книге графиков.

Хотелось бы подчеркнуть, что публикация этого издания не означает завершения данного проекта. Наше исследование являет собой своего рода промежуточный этап - с тем чтобы, оглянувшись назад, понять, что может быть впереди и как это может осуществиться. Иными словами, проводимый ретроспективный анализ необходим в первую очередь для лучшего, понимания будущего. Тем более что исследования ИПН представляют собой не замкнутый круг, а открытую систему, способную отражать изменяющиеся экономические реалии и перемены в настроениях людей.

Предваряя знакомство читателей с книгой, нам хотелось бы выразить благодарность коллегам из Независимого института социальной политики, Аналитического центра Ю. Левады, Центра обследований потребителей Института социальных исследований Мичиганского университета и лично его директору - д-ру Р. Куртину. Слова особой признательности - О. Вьюгину, А. Бирман, Р. Энтову, А. Полетаеву за поддержку проекта на различных его этапах, а также всем участникам доведенных Фондом ИПН трех международных конференций, принимавшим участие в обсуждении различных аспектов данной темы.

И, конечно же, особая благодарность Фонду Форда, финансовая поддержка которого в свое время была весьма значимой для обеспечения непрерывности измерений ИПН, а сейчас сделала возможной публикацию данной книги.

Д.Х. Ибрагимова,
к.и.н., руководитель проекта и Фонда ИПН,
ведущий научный сотрудник
Независимого института социальной политики