.
Национальный информационный центр по науке и инновациям
17 ноября 2006

Российские вузы не входят в число лучших по зарубежным рейтингам образовательных заведений

Конец года – время подведения итогов: составления сводок, отчетов, балансов. Как итог всего перечисленного – публикуются различные рейтинги. Недавно ряд изданий опубликовали очередной – четвертый по счету - ежегодный рейтинг учебных заведений составленный учеными из Института высшего образования Шанхайского университета. По мнению китайских исследователей, недосягаемым лидером в этой сфере является США: в top500 попали 167 американских ВУЗов. На втором месте Великобритания – 43, а на третьем Германия – 40 университетов. Далее следуют Япония, Канада, Италия, Франция и Китай. При этом в первую десятку рейтинга попали 8 университетов из США и 2 – из Великобритании. На первом месте – американский Гарвард, второе место занял английский Кембридж, уступивший лидеру 27,4 балла. Замыкает тройку лучших учебных учреждений еще один американский университет – Стэнфорд. Россия представлена в рейтинге двумя университетами - Московским государственным и Санкт-Петербургским госуниверситетом. При этом МГУ попал в сотню лучших учебных заведений, хоть и потерял 3 позиции по сравнению с прошлогодним рейтингом, СПбГУ занимает место в четвертой сотне.

Впрочем, критерии рейтингования у китайских ученых довольно специфические – определение места осуществляется с учетом числа выпускников и сотрудников вуза, удостоившихся Нобелевской премии или премии в области математики – Fields Medals; частотности упоминания научных работ сотрудников университета в 21 предметной области; количества статей, опубликованных в журналах Nature и Science; академических достижений относительно размера института.

Чуть больше месяца назад появился еще один достаточно известный ежегодный рейтинг вузов, существующий с 93 года - TOP-100 мировых университетов по версии британской газеты «Таймс». Критерии отбора британцев несколько отличаются от установок китайских исследователей, однако американские и британские университеты лидируют и в рейтинге «Таймс». При составлении рейтинга учитывались мнения почти 4 тысяч ученых, которых попросили назвать лучшие университеты для исследовательской работы в их области, мнения почти тысячи студентов и аспирантов, отношение числа факультетов к числу студентов и успехи того или иного университета в привлечении иностранных студентов и профессоров. В первую десятку попали три британских университета - Кембридж и Оксфорд занимают второе и третье место, а Империал-колледж оказался на девятом месте. Лидирует же и в этом «топе» все тот же американский Гарвард. Россия представлена в списке лишь одним университетом - МГУ, сумевшим «зацепиться» за 93-ю позицию мирового рейтинга вузов. Впрочем, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в университете не расстраиваются по поводу столь невысокого места, отведенного им «Таймс», поскольку в рейтингах, где главным критерием оценки является фундаментальность, материальная база, наличие научных школ, квалифицированных специалистов, МГУ занимает второе или даже первое место среди ведущих университетов мира. Глава МГУ заявил, что в последнем таком рейтинге МГУ смог опередить даже Оксфорд и Кембридж.

В России тоже пытаются составлять рейтинги высших учебных заведений, хотя бы своих собственных. Существует рейтинг Министерства образования и науки, есть рейтинги «независимых агентств» и общественных организаций, рейтинги различных фондов и СМИ, наконец, существуют распространенные на соответствующих сайтах рейтинги типа «предпочтений студентов» или абитуриентов… При этом многие вузы, особенно негосударственные, при попадании в верхушку любого из подобных рейтингов спешат указать данный результат в своих рекламных материалах. Видимо, предполагается, что само сочетание «первое место в рейтинге….» должно оказывать позитивное воздействие на потенциального студента и улучшать имидж вуза.

Критерии, избираемые для рейтингования российских вузов очень разнообразны. Не останавливаясь подробно на описании их всех, отметим, что являющийся на данный момент официальным рейтинг Министерства учитывает в распределении мест такие показатели как квалификация профессорско-преподавательского состава, обеспеченность учебно-лабораторной базой и местами в общежитии, число защищенных в советах вуза диссертаций, объем госбюджетных научных работ, количество иностранных студентов и т.д. При этом вузы в рейтинге Министерства разделяются по группам, и в единый список не сводятся. Отдельно рейтингуются университеты, технические и технологические вузы, государственные и негосударственные… Учитывая то, что в прошлом году Минобразования было даже вынуждено опубликовать официальное опровержение фальшивых рейтингов вузов, появившихся в некоторых СМИ под эгидой министерства задолго до настоящего, официальный рейтинг заинтересованными участниками воспринимается весьма серьезно.

В конце августа этого года Министерство образования и науки РФ, Общественная палата РФ и Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» подписали протокол о взаимодействии по вопросам внедрения практики рейтингования работодателями высших учебных заведений. Протокол предусматривает сотрудничество сторон по реализации мероприятий, предусмотренных концепцией «Делового рейтинга высшего образования», разработанного «Деловой Россией», - отметили в пресс-службе организации. Документ подписали министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов и председатель Деловой России Борис Титов. Стороны согласились рассматривать деловой рейтинг в качестве одного из критериев оценки качества программ вузов, участвующих в программе поддержки в рамках нацпроекта «Образование». Для определения рейтингов будет анализироваться продвижение выпускников по карьерной лестнице за определенный промежуток времени и данные об оплате их труда.

Тема разработки рейтингов оценки деятельности учреждений образования была поднята Владимиром Путиным в мае 2006 года на встрече с представителями предпринимательских организаций. Методика «Делового рейтинга высшего образования» подготовила в мае рабочая группа «Деловой России», а в июне к обсуждению системы рейтингования вузов подключилась Общественная палата. Для проведения рейтингования предлагается сформировать базу оценки деятельности вузов, провести аудит специалистов, а для выбора рейтинговых компаний провести конкурс или создать соответствующее агентство. Кроме того, планируется сформировать общественно-наблюдательный совет, в который войдут представители бизнеса и высшей школы.

Еще в прошлом году министр образования и науки РФ А.Фурсенко заявил, что к концу 2006 у Министерства появятся новые критерии, которые позволят оценивать качество работы вузов не только по формальным показателям. «Вузы следует отбирать не только по формальным показателям, но и по оценкам работодателей, а также собирать сведения о том, сколько студентов устроилось работать по специальности, по научной работе, которую ведут университеты», - отметил он.

Попытки составить рейтинг вузов по критериям общественной оценки, востребованности рынком труда предпринимались и ранее. Агентство «РейтОР» второй год составляет рейтинги вузов, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов. Деятельность по ранжированию осуществляется по опросам руководителей вузов, преподавателей, студентов и выпускников, работодателей и экспертов, а также принимается в расчет анализ данных по системе общественной оценки качества образования, состоящей из более 50 критериев, разбитых на три подсистемы: оценки работодателей, оценки старшекурсников (выпускников), оценки преподавателей и руководителей вузов.

Мы попросили прокомментировать проблему рейтингования в нашей стране Константина Киселева – члена правления Центра «Открытая экономика». По его мнению, рейтинги нужны, и это вещь достаточно важная, но не нужно преувеличивать их значение, потому что они условны и в сильной степени зависят от выбираемых критериев. «Рейтинг - некий ориентир для экспертов, для работодателей, для образовательной инфраструктуры, для научного сообщества», - отметил он.

подготовлено с использованием материалов РБК, Взгляд , РИА "Новости"

Обсудить на форуме
researcher@