.
евроабстрактс
4/06
27-07-2006

Непрерывное образование в 2020-х
Взрывное развитие новых форм коммуникации - таких как, к примеру, блоги, подкасты и вики - делает реальными фантастические подходы к непрерывному образованию, говорится в докладе европейских экспертов.

(The future of ICT and learning in the knowledge society. ISBN 92-79-01902-3; European Commission, Brussels, 2006; English, 89 pp, free of charge; Download: ftp://ftp.jrc.es/pub/EURdoc/eur22218en.pdf )
Перевод Э.М. Мирского
Оригинал

Еще несколько лет назад образование было относительно прямым делом. Вы шли в школьные классы или колледж и получали информацию от преподавателей и из книг. Правда, вы, возможно, использовали и видео, аудио, компьютеры и другие электронные пособия, но они были добавлениями к модели, которая сохранялась более или менее неизменной в течение многих столетий.

Сегодня эта модель подвергается сомнению по двум направлениям. Во-первых, относительно короткие периоды систематического образования в начале жизни больше не адекватны в наше время, когда знание и навыки, необходимые для успешной работы изменяются так быстро - сегодняшнее общество знания требует непрерывного образования. Во вторых, растущие возможности информационных и коммуникационных технологий (ICT) означают новый вызов привычным образовательным моделям и институтам. Возникает вопрос: если всю нужную информацию вы можете получить из Сети на свой домашний компьютер, то какова роль студентов, преподавателей, колледжей и книг?

ICT быстро позволяет любому учиться где угодно, в любое время и любым способом. Любая среда, которая может поставлять информацию, может использоваться как канал для обучения, будь то домашний PC, нотбук, мобильный телефон или MP3-плейер. Понятия, не существовавшие десятилетие назад - такие как блоггинг, передача текстовых сообщений, подкаст и открытые контент-ресурсы, типа Википедии - все могут быть включены в эту новую игру. Если футбольные болельщики могут наблюдать Кубок мира на своих мобильных телефонах, превозносимая "конвергенция" СМИ - уже не про нас.

Образовательные пространства

Как это изумительное богатство возможностей может быть обращено к проблемам и вызовам, стоящим перед учащимися в будущем? Доклад подводит итоги симпозиума Commission's Education and Culture DG and its Joint Research Centre, который проводился в октябре 2005. Тема симпозиума - развитие представлений об образовании и подготовке кадров для Европы 2020-х годов. В докладе рассматриваются тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются учащиеся в обществе, основанном на знаниях, анализируются возможности ICT ответить на эти вызовы.

В докладе описываются и так называемые "образовательные пространства", суммы требований к будущему образованию - наборы средств обучения, доступные благодаря ICT. Образовательные пространства призваны формировать единство и связи частных пространств: социальных, личностных, цифровых как пространств комфортных, эмоциональных, творческих, гибких, открытых и рефлексивных. Документ предупреждает, однако, что потенциал ICT как катализатора перехода к новым моделям и системам образования может быть осознан, только если ICT-образование будет вплетено в структуру социальных и институциональных изменений.

Идеи, представленные в этом докладе, весьма интересны. Они должны быть далее обстоятельно развернуты в убедительные представления, чтобы стимулировать Европу к большим инвестициям в непрерывное образование наступающих десятилетий.

"Европе нужны новые навыки и компетентности, чтобы сохранить конкурентоспособность в будущем обществе, основанном на знаниях, обеспечить больше хороших рабочих мест для всех, и реализовать жизнеспособное и сплоченное общество," пишется в заключении доклада. "Потенциал новых технологий может быть осознан, только если они работают, или, скорее, вложены в социальный контекст, который является открытым для инноваций и поддержан благоприятным политическим окружением."

Lifelong learning in 2020

The explosion of new forms of communication - such as blogs, podcasts and wikis - makes possible a visionary approach to lifelong learning, says a new report.

Until a few years ago, education was a relatively straightforward affair. You went to classes at a school or college and you gathered information from teachers and from books. True, you may have used video, audio, computers and other electronic aids, but these were add-ons to a model that has survived more or less unchanged for centuries.

Today, that model is being questioned from two directions. First, relatively short periods of formal education early in life are no longer adequate at a time when the knowledge and skills needed for employment are changing so rapidly - today's knowledge society demands lifelong learning. Second, the burgeoning possibilities of information and communications technology (ICT) are challenging the role of conventional learning models and institutions. When you can find all the information you need on the web from your computer at home, what exactly is the role of students, teachers, colleges and books, some may ask?

ICT is fast making it possible for anyone to learn anywhere, anytime and anyhow. Any medium that can deliver information can be used as a channel for learning, whether it be home PCs, laptops, mobile phones or MP3 players. Concepts that would have been unrecognisable a decade ago - including blogging, text messaging, podcasting and open source, open content resources such as Wikipedia - all have a part to play. When football fans can watch the World Cup on their mobile phones, the much-vaunted 'convergence' of media is already upon us.

Learning spaces

How can this bewildering richness of possibilities be harnessed to address the problems and challenges facing learning in the future? This is a report on a workshop run jointly by the Commission's Education and Culture DG and its Joint Research Centre in October 2005 to develop a vision for how ICT could be used to develop education and training in Europe by the year 2020. It reviews the trends and challenges facing learning in the knowledge-based society and summarises the potential of ICT in meeting those challenges.

The report describes what it calls 'learning spaces' consisting of requirements for future learning enabled by ICT. Learning spaces should connect social, personal, digital and trusted spaces, as well as pleasant, emotional, creative, flexible, open and reflexive spaces. The document warns, however, that the potential of ICT as a catalyst for change towards new learning models and systems can only be realised if ICT-enabled learning is embedded in social and institutional change.

The ideas presented in this report are quite interesting. They need to be further spelt out in a compelling vision in order to encourage Europe to commit itself to investing significantly in lifelong learning in the coming decades.

"Europe requires new skills and competences to remain competitive in the future knowledge-based society, to guarantee more and better jobs for all, and to realise a sustainable and inclusive society," the report concludes. "The potential of new technologies can only be realised when they work with, or rather, are embedded in, a social context that is open to innovation, and supported by a favourable policy environment."

The future of ICT and learning in the knowledge society
ISBN 92-79-01902-3
European Commission, Brussels, 2006
English, 89 pp, free of charge
Download:
ftp://ftp.jrc.es/pub/EURdoc/eur22218en.pdf

Обсудить на форуме
researcher@