.
Парламентская газета
Номер 159(2009) 26 сентября 2006 года
Постоянный адрес статьи:   http://www.pnp.ru/archive/20090120.html

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Конкурентоспособность России будет зависеть от уровня подготовки молодых специалистов
В сентябре в Нижнем Новгороде состоялся первый Международный молодежный форум организаций Группы ЛУКОЙЛ. В этом мероприятии приняли участие представители 45 дочерних обществ компании из России, стран СНГ и Европы, а также руководители 12 высших и средних специальных учебных заведений, с которыми сотрудничает ЛУКОЙЛ. Основной темой форума стало участие молодых специалистов в реализации долгосрочной стратегии компании. Обсуждались и более глобальные вопросы, такие как роль подготовки и переподготовки кадров в экономическом развитии России. О том, почему нефтяная компания уделяет столь повышенное внимание вопросам образования и подготовки кадров, статья президента ЛУКОЙЛа Вагита АЛЕКПЕРОВА.


Россия сегодня находится на подъеме. Интенсивно развивается экономика страны. Увеличиваются реальные доходы населения. Растет влияние России на международной арене. В стране накоплено достаточно ресурсов, для того чтобы строить планы не на год-два, а на десять-пятнадцать лет вперед.

То же самое можно сказать и об отдельных компаниях. Завершен период консолидации активов. Выстроена эффективная система управления бизнесом. Интенсивно ведется модернизация производственных мощностей. Национальные компании все более активно выходят на зарубежные рынки, в том числе в качестве инвесторов.

И перед Россией в целом, и перед отдельными компаниями стоит непростая задача: выработать долгосрочную стратегию развития, обеспечивающую лидерство в условиях политической и экономической глобализации. Однако это только полдела. Не менее важно найти людей, которые будут воплощать эту стратегию в жизнь.

Нехватка подготовленных кадров - это ключевая проблема современной России. При наличии достаточных финансовых ресурсов можно в короткие сроки не только восстановить промышленный потенциал страны, но и ликвидировать ее технологическое отставание от остального мира. Люди - это совсем другое дело. Для подготовки нового поколения квалифицированных специалистов требуется не менее 15 лет. К сожалению, в случае с Россией это время было упущено.

Реальностью современного рынка труда являются выпускники средних и высших учебных заведений, не подготовленные к активному участию в экономической жизни страны. Зачастую это образованные, талантливые и инициативные люди. При этом они совершенно не знакомы с особенностями современного рынка труда и не представляют, как применить свои знания на практике.

Утрачена связь между обучением и трудоустройством молодых специалистов, которая раньше обеспечивалась посредством государственного заказа. Как минимум четверть выпускников вузов и треть выпускников средних профессиональных учебных заведений сегодня работают не по специальности.

Отдельный вопрос - качество современного российского образования. За последние 15 лет резко выросло количество студентов высших учебных заведений - в том числе за счет развития филиальной сети, а также распространения дистанционного обучения. Более 50 процентов студентов во многих вузах обучаются на платной основе.

При этом материальная база учебных заведений не обновляется, новые методические материалы не выпускаются, переподготовка преподавателей не ведется. Молодые специалисты, которые должны быть олицетворением прогресса, зачастую не владеют современным профессиональным инструментарием.

Непрозрачность финансовых потоков, низкое качество менеджмента, невозможность оценить эффективность работы учебных заведений крайне отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности проектов в области образования.

Очень тревожен тот факт, что дети из "неблагополучных" семей далеко не всегда могут получить полноценное образование. Тем самым они лишаются возможности улучшить свое материальное положение в будущем, а подчас и вовсе оказываются выключенными из системы общественных отношений.

Все перечисленные факторы не только препятствует развитию российской экономики, но и создают угрозу для социальной стабильности в стране.
***
ЛУКОЙЛ уже несколько лет целенаправленно работает над подготовкой нового поколения нефтяников. Сегодня четверть работников компании - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Необходимость обновления кадрового потенциала связана, с одной стороны, с естественным старением кадров в традиционных регионах - Западной Сибири, Волжско-Уральском регионе, с другой - c развитием новых направлений деятельности, а также с расширением географии бизнеса.

В сентябре 2006 года Совет директоров ЛУКОЙЛа принял программу стратегического развития на 2007-2016 годы. Наша цель - войти в число мировых лидеров отрасли по уровню капитализации. Для ее достижения нужны менеджеры нового типа. Это должны быть не просто специалисты высокого класса, а системно мыслящие люди. Важно, чтобы они были мобильны, то есть готовы работать там, где это в данный момент необходимо компании. Кроме того, они должны разделять корпоративные ценности.

Система работы с молодежью и молодыми специалистами в ЛУКОЙЛе имеет несколько уровней. Первый уровень - это сотрудничество с общеобразовательными школами в регионах, где работает компания. Конечно, в школьном возрасте мало кто всерьез задумывается о будущей профессии. Поэтому наша задача в данном случае - помочь ребятам максимально раскрыть свои способности. В то же время мы будем рады, если кто-то из них уже на школьной скамье определиться с выбором жизненного пути.

Второй уровень - это сотрудничество со средними специальными учебными заведениями. Для ЛУКОЙЛа как для производственной компании техникумы являются важнейшими партнерами. Их выпускники составляют ядро трудовых коллективов добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий. Учитывая стремительный прогресс в техническом оснащении нефтегазового производства, главной задачей для нас становится непрерывное повышение квалификации специалистов со средним техническим образованием.

Наконец третий уровень - это сотрудничество с высшими учебными заведениями. На сегодняшний день у компании заключены соглашения с десятью вузами не только российскими, но и зарубежными, не только техническими, но и экономическими, а также военными.
Мы готовы к тому, чтобы уже на первом-втором курсе отбирать способных студентов, которые стремятся работать в компании. Помимо корпоративной стипендии, они получают возможность пройти практику на предприятиях ЛУКОЙЛа, принять участие в конкурсе на лучшую научно-техническую разработку. Рассматривается вопрос о том, чтобы к каждому студенту был прикреплен наставник из числа сотрудников компании.

Что это нам дает? Прежде всего мы получаем замечательный резерв управленческих кадров, не только хорошо подготовленный в профессиональном плане, но и знакомый с корпоративной культурой ЛУКОЙЛа.

Студенты, видя, что в них заинтересованы, с удвоенной силой осваивают азы профессии. Мы поражаемся, насколько активная, талантливая, неравнодушная у нас молодежь. Как они ждут, что их заметят и дадут проявить себя. Не использовать эту энергию - значит не думать о будущем компании, а в широком смысле и всей страны.

Как правило, к защите диплома это уже готовые специалисты, которые нуждаются в минимальном периоде адаптации при приеме на работу.

Сотрудничество ЛУКОЙЛа с образовательными учреждениями включает в себя модернизацию их учебной базы, а также совместное издание учебных пособий. Мы тратим на эти цели не только значительные финансовые средства, но и энергию своих сотрудников, и поэтому ждем от партнеров полноценной отдачи в виде хорошо подготовленных специалистов.

Увязать инвестиции в образование с качеством подготовки специалистов компании помогает тесное общение с руководством учебных заведений-партнеров. Для этого в ЛУКОЙЛе создан координационный совет, на заседаниях которого обсуждаются наиболее важные аспекты сотрудничества.

Однако есть вопросы, которые сложно решить без помощи государства. К ним, в частности, относится создание независимого рейтинга российских вузов, а также проведение экспертизы учебных пособий, которые готовятся различными творческими коллективами.

В этом году под эгидой компании ЛУКОЙЛ в свет выходят семь новых учебников. Каждый из них стоит порядка 500 тысяч рублей. В целом наша программа, направленная на создание новых учебников, оценивается в размере 250 тысяч долларов. Но самое главное, каждый учебник оказывает влияние на мировоззрение людей. Инвестируя средства в его создание, мы хотим быть уверены, что он прошел необходимую научную и общественную экспертизу.
***
Работа с молодежью и молодыми специалистами продолжается и после того, как они переступили порог компании. Ежегодно в ЛУКОЙЛ приходят более тысячи молодых сотрудников. Для них очень важен период адаптации. Человек не должен оставаться один на один с незнакомым коллективом, даже если до этого он в течение нескольких лет готовился к приходу в ЛУКОЙЛ. Здесь помогают практика наставничества, которая в основном распространена на производстве, а также работа советов молодых специалистов.

Во всех наших организациях созданы музеи, где молодые сотрудники могут узнать об истории, сегодняшнем дне и перспективах развития ЛУКОЙЛа. Довольно быстро вчерашние выпускники начинают понимать, какова их роль в решении задач, стоящих перед компанией. Это позволяет многократно повысить эффективность их работы.

Продолжается обучение: молодой специалист может повысить свою квалификацию, получить второе (как правило, управленческое) высшее образование. С прошлого года наши сотрудники имеют возможность пройти стажировку в одной из ведущих нефтегазовых компаний мира - ConocoPhillips. В связи с расширением международного сотрудничества и приобретением зарубежных активов большое внимание в ЛУКОЙЛе уделяется языковой подготовке сотрудников.

В целом система работы с молодежью и молодыми специалистами в ЛУКОЙЛе строится на следующих принципах.

Целевой отбор молодежи для работы в компании. Мы убеждены, что чем раньше молодой человек определится с выбором профессии, тем более квалифицированным специалистом он сможет в итоге стать.

Непрерывный цикл обучения. В современном мире знания стремительно устаревают. Это требует, во-первых, постоянной переподготовки специалистов, а во-вторых, наделения их инструментами для самостоятельной работы с информацией.

Активное участие в жизни компании. Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллектива.

Вертикальная и горизонтальная ротация. Постоянный отбор наиболее квалифицированных, инициативных, склонных к управленческой работе сотрудников позволяет сформировать кадровый резерв и таким образом обеспечить преемственность руководства компанией.
***
Подобная работа ведется и другими российскими компаниями. Но самое главное - сегодня она получила поддержку на уровне высшего руководства государства. В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России поставил на первое место сохранение и развитие человеческого потенциала страны. Этой цели подчинены все приоритетные национальные проекты, в том числе и образовательный.

Необходимо адаптировать систему образования к новой, рыночной среде. Она должна функционировать не автономно, а в тесном взаимодействии с заинтересованными сторонами: обществом, государством, бизнесом. Структура выпуска специалистов должна соответствовать краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным задачам нашей страны. Качество их подготовки - требованиям современной экономики.

Важнейшее значение для глобальной конкурентоспособности России имеют доступность образования для представителей различных слоев общества, создание непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, интеграция нашей страны в мировое образовательное и научное пространство.

Для решения поставленных задач общество, государство и бизнес должны предоставить образовательным учреждениям соответствующие финансовые и юридические инструменты и одновременно выработать процедуру независимой оценки результатов их деятельности. Делать это нужно прямо сейчас: времени на раздумья у нас уже не осталось.
Обсудить на форуме
researcher@