.
Ежемесячный электронный журнал
Издается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(грант № 03-05-12018в)


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Э.Мирский

     Не устаешь удивляться реформы шагам саженным. Особенно их последовательности.
     Сначала принимается решение об особых экономических зонах. Затем начинается игра в "Угадай-ку", что именно решили. На всякий случай разгорается борьба между ведомствами. Затем назначается традиционный начальник - экс-полицмейстер. Готовится специальный закон. И в заключительных строках справки к этому закону ошарашенная публика (включая депутатов, которые, конечно же, примут его с энтузиазмом) читает:
     "В настоящий момент сказать впрямую, какие это будут зоны, еще невозможно. Это можно будет сделать только после того, как будут произведены, отобраны соответствующие проекты, проведены конкурсы. Только по факту того, как инвесторы начнут осуществлять деятельность внутри этих особых экономических зон, можно будет сказать: работают они или не работают".
     В реформе науки все понятно - битва между академической и министерской бюрократией по определению не предполагает содержательных оснований. Они и не появились в результате дискуссии.
     Дискуссия о ситуации в образовании оказалась гораздо более информативной, в ней с представителями вузов схлестнулись работодатели - будущие "потребители" вузовской продукции. И сразу же выяснилось, что нарисованная начальством страшилка (государство и вузы из последних сил стараются обеспечить страну кадрами, в то время как ленивые выпускники и жадные капиталисты на страну работать не хотят) имеет мало отношения к российской действительности.
     В этой действительности ни власть, ни вузовское руководство не стремятся построить рынок труда с активным участием работодателей. Последним, в лучшем случае, представляется право давать вузам деньги на практически бесконтрольную подготовку специалистов для народно-хозяйственного комплекса 70-х годов прошлого века. Кроме этого, им разрешается годами доучивать и переучивать таких специалистов. Ни вкладывать в образование инвестиции, ни влиять на подготовку студентов они не могут.
     Больше того, далеко не единичным явлением стала настоящая война с работодателями:
     "… Работодатели сталкиваются и с противодействием более высокой категории. Как рассказала "Известиям" глава одной из крупнейших рекрутинговых компаний, за устройство студентов на стажировку в деканате Московского архитектурного института потребовали заплатить. Стоимость одного студента составляла два его будущих оклада, разумеется в пользу самого вуза. Еще $500 предлагалось заплатить за разрешение повесить объявление на деканатской доске. Как показал опрос рекрутеров, подобная ситуация не является единичной".
     И проводимая Минобрнаукой реформа в этой ситуации ничего менять не предлагает.
     Напоследок, как всегда о грантах.
     Жила-была программа поддержки научных школ. Решения принимались экспертным советом на базе РФФИ, а реализовались аппаратом из трех человек без каких-либо проблем и задержек. Но вот за дело взялось министерство. Финансирование программы увеличилось, но вот только деньги исследователям приходить перестали. В середине года в Интернете появился загадочный документ Роснауки, названный "Разъяснение". Разъясняется, что будет новый конкурс, а с выигравшими старый будут решать как-нибудь потом.
     У одного из ильфовских персонажей была стандартная факсимильная резолюция: "И кроватей не дам и умывальников. Полыхаев". А то, понимаешь, "Разъяснение".
     Так что, "школьникам", по крайней мере до осени, придется рассчитывать на подножный корм.
     Не унывайте, коллеги, в истории нашей страны никогда не бывало так плохо, чтобы на следующий день не могло стать еще хуже. А мы, назло начальству, все еще живем.


НАУКА И ПОЛИТИКА

  • Премьер взял особые зоны под контроль. С помощью генерала МВД. В Белом доме появилась новая должность - помощник премьера по вопросам особых экономических зон (ОЭЗ). Ее занял выходец из МВД и бывший замглавы МЭРТ Юрий Жданов. По данным собеседников ГАЗЕТЫ в Белом доме, назначение отражает стремление премьера взять ОЭЗ под особый контроль: благодаря таможенным и налоговым льготам, которые получат работающие там компании, зоны могут стать важнейшим инструментом привлечения инвесторов в Россию
    Татьяна Сейранян, Семен Головко, Андрей Литвинов
  • Прогулка по технопарку. Государственная Дума приступила к парламентским слушаниям закона о технопарках. Будет ли принят такой закон и для чего он нужен?
    Андрей Коротков
  • Путин высказался за модернизацию системы образования
  • «Государственное управление наукой: направления реформирования». 20 мая 2005 года Центр «Открытая экономика» провел семинар «Государственное управление наукой: направления реформирования» – первое мероприятие из серии экспертных заседаний, посвященных вопросам развития российской науки, строительства инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления научными организациями
  • Министерство образования и науки Российской Федерации о развитии государственного сектора науки. Доклад директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Д.Ливанова на коллегии 6 мая 2005 г.


НАУКА И ЭКОНОМИКА


РЕФОРМА НАУКИ


РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

  • Высшее образование в России: престиж и доступность. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 28-29 мая 2005 г.- 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
    Анна Петрова
  • Деньги мимо класса. Минобразования собирается сделать систему российского образования инвестиционно привлекательной. Однако бизнесмены пока скептически относятся к этой идее. Расплачиваться за все, как обычно, придется рядовым гражданам
    Марина Лемуткина
  • Профессионалы за свой счет. Минобразования решило повысить качество профессионального образования за счет серьезной перестройки системы учебных заведений. Чиновники решили передать ПТУ регионам, разделить вузы на элитные и обычные, а также ввести схему «бакалавр-магистр». Что из этого вышло, выяснила «Газета.Ru»
    Марина Лемуткина
  • Не топите поплавок. Какое будущее у вузовских НИИ?
    Дмитрий Гришин
  • Журналистов будут учить по-новому
    Николай Белкин
  • Диплом в России – больше чем диплом. Спрос на юристов растет, на коммерсантов падает. Число россиян, считающих, что в стране слишком много дипломированных специалистов, постоянно растет
    Михаил Поздняев
  • С дипломом на шее. Рынок труда все активнее пополняется молодыми специалистами, которые бизнесу заведомо не нужны
    Игорь Галкин
  • С красным дипломом - на биржу труда. Каждый третий выпускник вуза остается за бортом профессии
    Мария Агранович
  • У вузов России появятся сотни конкурентов. Как сообщили "Газете.Ru" в Министерстве образования и науки, там был подготовлен, согласован во всех инстанциях, и отослан в правительство законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Его принятие приведет к существенной либерализации системы дополнительного профессионального образования в стране: вести образовательную деятельность в этой области сможет любая пожелавшая того организация
    Марина Лемуткина
  • Война за стажеров. Компании борются с вузами за привлечение студентов
    Варвара Агламишьян


НАУКА МОСКВЫ


НАУКА И ПРАВО

  • Справка к проекту Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Материал для депутатов - членов Комитета Государственной Думы по образованию и науке)
  • Особые зоны задушат технопарки. Несмотря на противоречивость закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), его неэффективность для поддержки высокотехнологичных производств и полное игнорирование им интересов ИТ-отрасли вообще, установленный срок его подписания президентом России — середина июля — стремительно приближается, шансы ускоренного развития ИТ-отрасли столь же стремительно тают


НРАВЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ


СООБЩЕСТВО

  • Британия ждет российских студентов. Исследование, проведенное Британским советом совместно с ассоциацией Universities UK и компанией IDP Australia, показывает, что во всем мире возрастает глобальный спрос на получение высшего образования за границей
    Пол Нортон
  • Фонды и мозги. Вопрос не в том, как возвратить уехавших ученых, а в том – зачем их возвращать?
    Андрей Ваганов
  • И целого года много. Способствуют ли зарубежные стажировки “утечке умов”?
    Светлана Беляева


ОКНО В ЕВРОПУ


ПОДДЕРЖКА НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


ИНФОРМАЦИЯ

  • Наши партнеры
  • В мире книг:
  • В начало страницы