.
поиск
21.10.2005

Манна бюджетная
Прибавку поделили. Что в остатке?

Наталия Булгакова

На реализацию четырех национальных проектов в бюджете 2006 года заложено 116 миллиардов рублей. В том числе на образование 22 млрд.

Как раз в тот день, когда вице-премьер России Александр Жуков докладывал об этом на совещании президента с членами правительства, в Минобрнауки на расширенной коллегии рассматривали и утверждали сетевой план-график реализации Национального проекта развития образования с конкретными сроками исполнения. В работе коллегии приняли участие председатель правительства Михаил Фрадков, а также губернаторы, руководители образования, представители бизнеса.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко представил план освоения выделенных средств. Нежданные деньги министерство собирается направить на материальное стимулирование инновационных программ высшей и средней школы: 30 лучших вузов и 6 тысяч школ будут выбраны на конкурсной основе. Предусмотрена также грантовая поддержка учителей - ежегодно 10 тысяч педагогов будут награждаться президентскими премиями в размере 100 тысяч рублей. Не забыли и про молодежь: получат государственную поддержку 5 тысяч самых способных и инициативных. В ближайшие два года 20 тысяч российских школ подключат к сети Интернет, будет создано не менее сотни учебно-военных центров для подготовки к армии, начнет развиваться система финансирования учебных заведений на основе грантов (до 2008 года 6 тысяч лучших школ получат по миллиону рублей). Министерство планирует также доплачивать учителям за классное руководство по тысяче рублей в месяц.

“Инкубатором положительных изменений в системе образования” назвал министр образования и науки Андрей Фурсенко национальный проект, разработанный его ведомством в столь сжатые сроки. Председатель правительства Михаил Фрадков подчеркнул, что “спрос за конкретное исполнение будет очень жестким”, и заявил, что отчеты о выполнении задач должны поступать в Правительство РФ регулярно. Андрей Фурсенко пообещал уже через год продемонстрировать первые конкретные результаты. Не каждый день удается высказать свое мнение лично премьеру! Видимо, поэтому участники коллегии предпочли обсуждать не столько хорошо подготовленный план распределения “шальных” бюджетных средств, сколько проблемы образования, на решение которых денег пока нет. Например, зарплату учителей. Лидер профсоюза работников образования Галина Меркулова заявила, что ни намеченная на 2006 год индексация, ни премии лучшим учителям положения не спасут: зарплата педагогов остается по-прежнему ничтожной. Ректор МГУ Виктор Садовничий говорил о “нашествии платности в высшей школе”, вызванной недофинансированием вузов.

На этом фоне, наверное, эффектно выглядело выступление главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, предложившего конкретные пути увеличения финансовых вливаний в образование. Бизнес готов ему помочь, но на выгодных для себя условиях.

- Мы хотим перейти от спонсорства в образовании к партнерству с ним и всячески одобряем планы по введению новых организационно-правовых форм учебных заведений, - заявил он. - Бизнес хотел бы получить право на соучредительство учебных заведений.

По мнению многих ректоров, соучредительство открывает путь к приватизации высшей школы. Поэтому идея разрешающих его “новых организационно-правовых форм учебных заведений” и соответствующий закон пока что встречают резкое неприятие ректорского сообщества.

Александр Шохин рассказал и о других инициативах бизнеса по отношению к образованию. Так, РСПП совместно с Ассоциацией российских банков и Высшей школой экономики подготовил законопроект о системе образовательных кредитов. По мнению Александра Шохина, кредиты “были бы уместны” на второй ступени высшего образования, когда студент уже видит себя на рынке труда. Но необходимо определить и роль государства в образовательном кредитовании. Образовательные кредиты, считает глава РСПП, имеют все основания для включения в систему субсидирования процентных ставок.

“В обмен” на свои инициативы бизнес ожидает получить особое отношение государства, даже если оно, это отношение, не вызовет энтузиазма у Минфина. “Если мы вкладываемся в национальные проекты, пусть государство гарантирует нам налоговые послабления”, - заявил А.Шохин. Для начала же предприниматели ожидают хотя бы узаконенного права на участие в создании учебных программ и аттестации учебных заведений. Соответствующий законопроект об участии работодателей в формировании стандартов профобразования Дума должна рассмотреть уже в этом сезоне.

Михаил Фрадков гарантировать предпринимателям ничего не стал, лишь посоветовал Минобрнауки РФ обсудить с предпринимателями возможность бизнес-заказа в образовании.

…Предложенный министром план-график в результате долгого обсуждения был принят. Комментируя его, ректор МГУ Виктор Садовничий призвал не превращать национальные проекты в области образования во временную кампанию. И заметил, что “президентские приоритеты” отнюдь не тождественны полноценной реформе образования.

Собственно, дискуссия на коллегии это и показала.

Обсудить на форуме
researcher@