.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //
Новости
2005-10-11 15:04:13

Доклад Министра образования и науки А.Фурсенко на расширенной коллегии:
"О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования"(фрагменты)

Уважаемый Михаил Ефимович! Уважаемые коллеги!

1. Правительством Российской Федерации одобрены и утверждены основополагающие документы, определяющие развитие системы образования. Речь идет о Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, комплексе мер по их реализации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы. В соответствии с этими документами нашей основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России.

2. Приоритетные национальные проекты в сфере образования, объявленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, представляют собой по сути инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России.

Национальные проекты в сфере образования, инициированные Президентом Российской Федерации, включают следующие первостепенные задачи:

1) стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования путем финансирования проектов развития образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов (более 30 вузов и 6 тыс. школ);

2) информатизация образования через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами (за 2 года 20 тыс. школ будут подключены к Интернету дополнительно к имеющимся);

3) государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе (победителям олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодым изобретателям и ученым; юным гражданам, добившимся успехов в предпринимательской и другой общественно-значимой деятельности (5 тыс. грантов);

4) развитие системы профессиональной подготовки в армии, что в перспективе приведет в том числе к превращению воинской службы в эффективный современный институт образовательной и профессиональной подготовки (100 центров);

5) создание на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов и двух бизнес-школ, где благодаря эффективному размещению и концентрации новейших материальных и кадровых ресурсов удастся реализовать самые современные, "прорывные" технологии обучения и тем самым существенно повысить качество российского профессионального образования и его конкурентоспособность на мировом уровне;

6) повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками путем установления дополнительного вознаграждения за классное руководство в соответствии с принципами нормативного бюджетного финансирования (более 900 тыс. классных руководителей);

7) поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших востребованного и признаваемого обществом качества профессиональной деятельности (по 10 тыс. учителей).

3. Перечисленные задачи ориентируют нас не на сиюминутные решения, а на обеспечение системных изменений в образовании. Поэтому при разработке представляемого на рассмотрение коллегии Сетевого плана по их реализации Министерство опиралось на следующие принципы:

1) поддержка лидеров - тех, кто при помощи государства создает лучшие образцы образовательной практики, которые впоследствии смогут применяться по всей России;

2) отбор участников проектов на основе открытых конкурсов;

3) широкое участие общественных институтов на всех этапах реализации национальных проектов, что в итоге должно привести к открытости образовательной системы, обеспечению конструктивной общественной заинтересованности в модернизации российского образования.

Таким образом, национальные проекты - это то ключевое звено, которое способно вывести российское образование на качественно новый уровень, это "инкубатор" положительных системных изменений в сфере образования.

...

10. Осуществляя поддержку инновационных программ высшего профессионального образования в рамках национальных проектов мы будем придерживаться аналогичных принципов и подходов, что и в общем образовании.

При отборе высших учебных заведений мы считаем целесообразным учитывать как текущие достижения, так и качество их программ развития. Поэтому мы предлагаем такие критерии как:

- результаты выполненных международных, федеральных и региональных проектов, количество патентов, изобретений и ноу-хау;

- инновационная деятельность (например, объем средств, привлеченных в рамках исследовательских работ, количество преподавателей, участвующих в работе научно-внедренческих предприятий, конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, иных элементов инновационной инфраструктуры с участием вуза);

- современные образовательные программы и технологии;

- реализация многоуровневых программ (бакалавриат и магистратура) там, где это обусловлено задачами образовательного процесса;

- участие в международной деятельности (например, доля образовательных программ, получивших международную аккредитацию).

Условиями участия должны быть наряду с наличием стратегической программы развития вуза:

- наличие или создание общественных органов управления (например, наблюдательного совета);

- переход на новые механизмы финансирования и новые организационно-правовые формы;

- значительное софинансирование программ развития со стороны вуза и др.

Таким образом, предоставление гранта связывается не только с академическими успехами вуза, но и с его готовностью к развитию.

11. Подводя итог, отмечу, что в национальных проектах заложен эффективный механизм, который "открывает" систему образования как обществу, так и рынку труда, который позволяет обществу участвовать в управлении образованием.

Непременным условием этого является принятие закона о новых организационно-правовых формах учреждений социальной сферы, который позволит учреждениям образования в полной мере реализовать академические свободы и избежать правовых коллизий.

Таким образом, национальные проекты логически связаны с Приоритетными направлениями развития системы образования Российской Федерации и являются катализатором их реализации.

Благодарю за внимание!