.
газета.ru
11 мая 2005 г.

России грозит непрерывное образование
Переход к нему означает введение кредитно-модульной системы образования. Но это – в перспективе. Начало же процессу положит предоставление любому учреждению права на образовательную деятельность

Марина Лемуткина

Неделю назад «Газета.Ru» писала об основных приоритетах развития образования на ближайшие годы. Напомним, что в проекте концепции модернизации образования на 2006–2010 годы их обозначено четыре: переход к непрерывному профессиональному образованию; повышение качества профессионального образования; обеспечение инвестиционной привлекательности образования; реформа общего (среднего) образования. Реализация любого из них несет с собой значительные изменения. А в случае построения предлагаемой модели непрерывного образования радикально изменится вся нынешняя структура российского образования.

Как рассказала «Газете.Ru» директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко, система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования выражен не так четко, как в рамках системы образования, существующей в России. Первой попыткой нивелировать прыжок на новый уровень образования в России, по ее словам, стал эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Правда, он проводился в отрыве от остальных компонентов системы непрерывного образования и, возможно, потому, как полагает Татьяна Клячко, и был неоднозначно воспринят в обществе и явно не стал прорывом в этой области.

Система непрерывного образования состоит из трех основных элементов.

Это: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ; введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ; создание независимых центров оценки качества образования.

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования. На тех же принципах предполагается построить всю систему образования, что, с точки зрения реформаторов, полностью отвечает интересам россиян. В частности, как заявил «Газете.Ru» министр образования и науки Андрей Фурсенко, это «даст им дополнительную возможность приспособиться к новым требованиям, постоянно выдвигаемым динамично меняющейся жизнью».

Правда, это произойдет не в 2005-м, да и не в следующем году: слишком много подготовительной работы, да и средств на одномоментные крупномасштабные перемены ни в бюджете страны, ни у большинства ее граждан нет. Поэтому внедрять систему непрерывного образования ее авторы станут поэтапно. В ближайшей перспективе – начнут с дополнительного образования. И это, как надеются в Минобрнауки, поможет решить еще одну задачу.

Как утверждают эксперты и признают в самом Министерстве образования и науки, сегодня система профессионального образования России готовит специалистов в полном отрыве от нужд экономики. В итоге, как рассказал «Газете.Ru» академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования Василий Жураковский, до 50% выпускников вузов работают не по специальности (по данным Татьяны Клячко – от 20 до 40%). А это значит, что плюс к имеющемуся люди вынуждены получать дополнительное – по большей части платное – образование.

И масштабы этого явления будут только нарастать. В скором времени возможность давать дополнительное образование распространится на учреждения, не являющиеся учебными. В настоящее время в правительство России внесен подготовленный Минобрнауки законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», узаконивающий такую возможность. Как заверили «Газету.Ru» в Государственной думе, он будет принят нижней палатой уже весной-летом 2005 года.

Его принятие узаконит сертификаты о прослушанных курсах, выдаваемые крупными компаниями вроде Microsoft, и ценящиеся среди работодателей наравне с дипломами о высшем образовании. Одновременно, правда, будет узаконена и «учебная деятельность» никому не известных фирм, которые немедленно начнут охоту на клиентов-слушателей.

Обсудить на форуме
researcher@