.
Ежемесячный электронный журнал
Издается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(грант № 03-05-12018в)


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Э.Мирский

     Весеннее обострение, характеризующее действия начальства, не обошло и науку с образованием. В Президиуме РАН куется Программа модернизации, Минобрнауки обсуждает проект ФЦП "Молодежь России", Петров двор (Петергоф) того и гляди переименуют в Бычий Брод (Оксфорд) …
     Наши коллеги и партнеры на сайтах www.researcher-at.ru и www.scientific.ru вывесили "Монитор реформы науки", к которому мы адресуем читателей.
     Есть и серьезная международная новость.
     Президент РФ настроился на принятие "дорожных карт" по присоединению России к Европейским пространствам, в том числе и научному (ЕНП). Непонятно только, кто собирается присоединяться? Если лично В.В. Путин сотоварищи, то это, конечно, их проблемы. Если же они намерены присоединить весь российский научно-инновационный комплекс, то не худо бы, во-первых, сообщить об этом присоединяемым, а во-вторых, хотя бы самим поинтересоваться, что за зверь это самое ЕНП, какие у него повадки.
     Есть серьезные основания считать, что пока начальству не до этих мелочей, главное: "Даешь Европу!", а там разберемся.
     Для интересующихся же "Курьер…" публикует Европейскую хартию исследователей, которая с 11 марта получила статус официального документа Европейской Комиссии и обсуждается в этом качестве.
     Речь идет отнюдь не о декларации, Хартия состоит из трех основных разделов:
     1. Общие принципы и требования, предъявляемые к исследователям
     2. Общие принципы и требования к работодателям и субсидирующим организациям
     3. Кодекс поведения при приеме на работу исследователей
     В основе Хартии лежит идеология научной политики, диаметрально противоположная идеологии, унаследованной нашими начальниками от СССР. Если у нас все действия (в какие слова они упаковываются - неважно) исходят из представления об избытке человеческих ресурсов и направлены на их, по возможности, безболезненное сокращение, то идеология ЕНП базируется на представлении об остром дефиците кадрового потенциала, и одна из главных задач - сделать Европу привлекательной для исследователей и инноваторов.
     Соответственно, целый ряд сквозных принципиальных требований Хартии к исследователям и организационной среде, в которой осуществляются исследования, у нас до сих пор всерьез еще не обсуждался ни начальством, ни научным сообществом. Вот некоторые из них:
     Во-первых, все ученые, занятые в исследованиях, независимо от места их работы и должности должны обладать статусом профессионала и рассматриваться в этом качестве. Это предполагает наличие автономных институтов профессионального сообщества, несущих ответственность за поведение профессионалов и подготовку их пополнения. У нас об институте свободной профессии, кстати, основе гражданского общества вообще, никто не знает и не хочет знать, а тем более передавать это знание студентам.
     Во-вторых, все отношения между исследователями, их работодателями и субсидирующими организациями (правила приема на работу, обеспчения, конкурсного отбора, оценки деятельности и результатов исследователей и т.п.) должны быть закреплены в документах, допускающих международное сравнение в рамках ЕНП.
     В-третьих, специально отмечается важность мобильности (межлатеральной, междисциплинарной, межсекторальной и т.п.) исследователей как условия повышения качества исследований и уровня подготовки исследователей.
     В-четвертых, специфика начального этапа самостоятельной исследовательской работы, в ходе которого молодой исследователь должен делом доказать (в том числе и, может быть, в первую очередь, самому себе) свою профессиональную состоятельность, закреплена в институте постдока, так и не принятом нашей научной бюрократией.
     Этот список можно продолжать, обнаруживая в нем все новые неизвестные нам зоны, которые придется наносить на дорожную карту.
     Успехов вам коллеги, первые транши по грантам уже пришли.


НАУКА И ПОЛИТИКА

  • Наш мандат - сертификат. Депутатам подсказали, как защитить науку
    Дарья Мысякова
  • Помочь молодым добиться успеха. 22 марта коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 гг.
  • Недочеловеческий капитал. Депопулированная страна инвалидов с высшим образованием
    Андрей Ваганов
  • На самом интересном месте. Прервалось финансирование исследований в ГНЦ
    Елена Моргунова
  • Оксфорд под Питером. Петергоф станет наукоградом. Четыре года потребовалось, чтобы идея стала реальностью. Долгожданный проект "Наукоград Петергоф" одобрен межведомственной комиссией правительства России по научной и инновационной политике.
    Валерий Семин


НАУКА И ЭКОНОМИКА

  • Интернет возглавил топ-25 изобретений человечества
    Дмитрий Антимонов
  • Рожденные свободными? Первые особые экономические зоны появятся уже в 2007 году
    Нина Шаталова
  • У России полно денег на науку. Как и большинство культурных людей, я уверен, что наука и образование крайне нужны России, если она хочет стать развитой, культурной и благополучной, а не варварской и бандитской страной. Это очевидно и не требует дискуссий
    А. Узденский
  • Александр Малиновский: «Нужно наконец определиться с интеллектуальной собственностью». Три года назад по инициативе Минпромнауки России в стране стали организовывать центры трансфера технологий (ЦТТ). Они должны стать одним из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре страны – связующим звеном между наукой и бизнесом. Как эти центры работают, с какими сталкиваются проблемами, «ПЖ» рассказал заместитель директора фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и по совместительству директор ЦТТ «Северо-Запад» Александр Малиновский
    Беседовал Григорий Нехорошев
  • Институты нововведений. Инновациям угрожают управленческая логика власти и экономическая логика бизнеса. Когда мы говорим об инновации, то подразумеваем процесс внедрения научных разработок в производство. Сама проблема инноваций не является новой. Существует длительная история инновационных институтов
    Беседовал Виталий Куренной
  • Трудный путь к экономике, основанной на знаниях. После многих лет модернизации нашего научно-технологического комплекса, проводившейся исключительно в разговорном жанре, власть предложила сообществу документы и решения, в самых общих чертах намечающих стратегию модернизации (инновационное развитие как основа "экономики, основанной на знаниях", "территорий инновационного прорыва" по аналогии с Бангалором и Силиконовой долиной). Обсуждение проектов концепций превзошло самые смелые опасения
    Эдуард Мирский
  • Рынок — открыт. О решении типичных проблем инновационного развития рассказывает руководитель одного из предприятий российского хай-тека Олег Кошкур
    Беседовал Сергей Анненский
  • Инновационные шарашки. Человеческий капитал в отличие от нефтяных полей нельзя украсть, отнять или захватить
    М.Вельтов
  • Сергей Мазуренко: "Знания у нас есть. Надо превратить их в деньги". Впервые в России появилось госучреждение, в название которого введено знаковое слово "инновации". Об уже сделанных шагах и намеченных путях повышения коммерческой активности государственных научных центров (ГНЦ) и построения инновационной экономики руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко беседует с обозревателем Сергеем Лесковым


РЕФОРМА НАУКИ


РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

  • Уроки выживания. В ближайшие годы российская система высшего образования претерпит кардинальные изменения. Государство решительно взялось за преобразование этой сферы. Значительное число вузов станет жертвами реформы
    Маргарита Удовиченко
  • Диплом по рыночной цене. Каждый пятый россиянин готов оплачивать образование
    Федор Серебрянский
  • Школы с уклоном. Российские бизнес-школы часто сравнивают с западными. Естественно, в пользу последних. Однако реалии нашего рынка таковы, что позволяют сделать нетрадиционный вывод: российским школам и не нужно стремиться работать по-западному
    Юлия Фуколова, Наталия Тютюненко
  • Под ружье студентов не поставят. Но число военных кафедр уменьшится. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отвечает на вопросы читателей "Российской газеты"
  • Минобразования должно вплотную заняться молодежной политикой
  • Не судите по зарплате! Предлагаемые показатели рейтинга вузов не бесспорны
    Ефим Бронштейн
  • В Египте филологов учат бесплатно, в России сокращают
    Наталья Иванова-Гладильщикова
  • Тройной побор. Здоровой конкуренции вузов мешают искусственные барьеры
    Наталия Булгакова
  • Знание лучших. Профессор Якобсон: Сокращение бесплатных мест в вузах считаю оправданным.
    Беседовал Илья Васюнин
  • Образование становится "сферой услуг". Пауза в реформах образования, взятая год назад новым руководством министерства, заканчивается. Оправдывать бездействие стремлением "поглубже вникнуть" и желанием следовать принципу "не навреди" у руководства Министерства образования и науки (МОН) больше не получится
    Марина Лемуткина
  • Министр отказал молодежи в "конструктиве". Глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что существующие молодежные движения - неконструктивны, а сама молодежь подвержена психологии "иждивенчества". "Известия" попытались выяснить, насколько прав министр, отчасти отвечающий за молодежь.
    Беседовал Михаил Виноградов
  • Мы ль на свете всех умнее? В числе самых горячих тем, интересующих практически каждого россиянина, – предстоящая реформа высшей школы. Детали грядущих преобразований еще не проработаны, но в ожесточенных дискуссиях уже сошлись сторонники и противники модернизации системы.
    Алексей Малахов Нина Григорьева
  • Солдат шагает вне конкурса. Особый порядок поступления в вуз после срочной службы можно отстоять в прокуратуре. У призыва в армию есть оборотная сторона, о которой редко вспоминают гражданские и военные чиновники. Речь - об уволенных в запас военнослужащих. Только нынешней весной и летом снимут погоны и вернутся домой порядка 150 тысяч человек. Основная масса через какое-то время устроится на работу. Но наверняка будет немало таких, кто захочет продолжить образование в техникуме, институте или университете.
    Юрий Гаврилов


НАУКА МОСКВЫ


НАУКА И ПРАВО

  • Сага о капле и камне. По каким законам жить образованию. Подготовкой нормативно-правовых актов, связанных с образованием, занимается совместная рабочая группа, в состав которой входят представители Российского союза ректоров, Минобрнауки, а также РАН, Федерального собрания РФ и научно-педагогической общественности. Сопредседатель группы - ректор Академии труда и социальных отношений Николай ГРИЦЕНКО - отвечает сегодня на вопросы корреспондента “Поиска”.
    Олеся Пенкина
  • Кандидатский максимум. Скоро зарплата ученого составит 1000 долларов. Однако многие ученые не в восторге от подготовленных поправок в Закон о науке. Их уже называют шокотерапией по-министерски. Об их сути корреспонденту "РГ" рассказывает директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов
    Юрий Медведев
  • ВТО и отток интеллектуального капитала
    Владимир Энтин
  • Блатная наука. Госдума приняла правительственный законопроект об отмене обязательной госаккредитации на ведение научной деятельности. Вскоре любая фирма, объявившая себя научной, сможет претендовать на бюджетные деньги
    Марина Лемуткина


НРАВЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ


СООБЩЕСТВО

  • Студенты – двигатель протеста
    Олег Бондаренко
  • Игра в пузыри. Полемика об инновационной политике во Франции
    Руслан Хестанов
  • На фоне Франкофонии. Французский язык - не только элегантный способ общения, но и мощное средство геополитики
    Степан Семенов
  • Европейский вектор. Новая украинская власть продемонстрировала интерес к проблемам образования и науки. Недавнее заседание коллегии Министерства образования и науки Украины прошло с участием президента страны Виктора Ющенко


ОКНО В ЕВРОПУ


ПОДДЕРЖКА НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


ИНФОРМАЦИЯ

В начало страницы