.

Инновации, инвестиции, индустрия
14-01-05
Особые экономические зоны: не только льготы...
Владимир Иванов

Владимир Викторович, насколько серьезно создание особых зон для инновационного бизнеса с льготным налоговым и таможенным режимами сможет повлиять на интенсивное развития сектора Hi-Tech России?

Вопрос создания таких зон обсуждается достаточно давно, и еще в 2003 было заседание совета по науке при Президенте, где рассматривался вопрос развития наукоградов, и, в том числе, вопросы, связанные с созданием таких особых экономических зон. Под это дело Минэкономразвития подготовлен закон, который регламентирует их деятельность. В некотором роде такие зоны могут стать дальнейшим логическим продолжением развития идеологии наукоградов, но здесь основной упор делается на современные высокие технологии. Если говорить о льготном налогообложении и о льготном таможенном режиме, то, с точки зрения норм и практики это вполне оправдано, и, вообще говоря, должно способствовать привлечению инвестиций в этот сектор. Другое дело, в чем есть проблема, и в чем она сразу видна - это четкое соблюдение установленных правил, и формирование таких механизмов, где не было бы правовых дыр, которые позволяют испортить начальную идею. Примерно то же самое, что и было с ЗАТО, когда вроде бы были определенные льготы, которые должны были способствовать развитию регионов. Вместо этого в ряде случаев мы получили оффшорные зоны, которые способствовали уходу от налогов коммерческих структур, не имеющих прямого отношения к развитию данной конкретной территории. Поэтому, если брать сам по себе подход, то он абсолютно правилен, абсолютно верен. Это говорит о том, что в плане развития наших инновационных процессов мы начинаем перенимать тот лучший опыт, который есть за рубежом.

Льготный налоговый и таможенный режим – это единственная проблема, решение которой не хватало для развития инновационного бизнеса? Или все-таки существуют более серьезные проблемы, которые не позволяют развиваться высоким технологиям в России?

Да, существуют более серьезные проблемы. Если брать в целом, то существующее законодательство, к сожалению, в основном не ориентировано на развитие инновационной деятельности. И одна из причин в том, что современное законодательство полагает, что перед налогами должны быть все равны, чего в принципе не может быть. Нельзя сравнивать российскую Академию Наук и академические структуры, которые занимаются фундаментальными исследованиями и структуры, которые занимаются бизнесом. Это абсолютно разные структуры, и подходить к ним с одинаковыми мерками просто невозможно. Другой момент, который, на мой взгляд, является принципиальным – это отсутствие государственной промышленной политики, которая была бы ориентирована на развитие наукоемкой промышленности. К сожалению, сейчас почему-то превалирует мнение о том, что такой политики в принципе быть не может в рыночной экономике. Хотя, как показывает мировой опыт, в первую очередь, опыт Соединенных Штатов, грамотно проводимая промышленная политика во многом способствует развитию инновационных процессов. Мне представляется, что сейчас, к сожалению, не в полной мере учитываются возможности науки, и не всегда адекватно оценивается роль науки в развитии инновационной системы, инновационной деятельности. Хотя про это говорится, но, как мы с вами помним осенние события, когда были предложены какие-то механизмы реорганизации науки, и можно сказать, что эти механизмы вовсе не способствовали инновационным процессам, и не могут способствовать в принципе. Здесь очень много проблем, и их надо как-то решать.

То есть, нельзя сказать, что льготный таможенный и налоговый режим будет способствовать развитию инновационных технологий и инновационного бизнеса в первую очередь?

Нет, конечно. Дело в том, что сама по себе система льготного налогообложения – это механизм, который должен обеспечивать определенную политику. Сегодня документ, который бы рассматривал основные направления инновационной политики в Российской Федерации, дорабатывается. Его уже детально проработали, и в ближайшее время он будет внесен в правительство. Поэтому, если говорить о данной конкретной инициативе, надо сказать, что это первый шаг, который может дать толчок для ускорения этих процессов.