.
поиск
№ 1 (815)
14-01-05

Значит, уважают
Минобрнауки: бюджет как производная авторитета

Елена Сонина

Перед самым Новым годом на сайте правительства были размещены выступления федеральных министров, посвященные задачам на 2005 год. Определил планы на следующий год и руководитель Министерства образования и науки Андрей Фурсенко.

Сделать образование более доступным, привлекательным для инвестиций, удовлетворяющим кадровые потребности экономики - таким образом определены ориентиры в сфере образования. Система обучения в вузах будет двухуровневой, включающей бакалавриат и магистратуру. Но, как отмечает министр, при подготовке, например, медиков, архитекторов, инженеров останутся допустимы разумные исключения. В министерстве продолжат разрабатывать новые механизмы финансирования высшего образования, внедряя образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства.

Продолжится и эксперимент с ЕГЭ. Министр напомнил, что единый госэкзамен не исключает традиционной и иных форм итоговой аттестации. Прошлогодний эксперимент по введению ЕГЭ в 65 регионах был хорошо подготовлен: обеспечена информационная инфраструктура на федеральном и региональном уровнях, обучены специалисты, абитуриентам предоставили возможности заочного участия во вступительном конкурсе. В министерстве удовлетворены первыми результатами эксперимента, и в этом году планируется расширить его рамки: усилить нормативную базу, скорректировать контрольно-измерительные материалы в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, развить компьютерные формы проведения ЕГЭ, шире привлекать общественных наблюдателей для повышения доверия к результатам экзамена.

В сфере науки и инноваций Минобрнауки нацелено на "формирование конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний". А.Фурсенко обещает уделить особое внимание выполнению новой редакции ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. По прогнозам, в результате объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции должен увеличиться на 3 млрд рублей, а выпуск экспортных высокотехнологичных товаров - на 1 млрд. Прогнозируются образование около 40 новых высокотехнологичных организаций и создание около 4 тысяч рабочих мест для специалистов высокой квалификации. 200-250 проектов ведущих научных школ России получат поддержку со средним объемом финансирования до 1,5 млн рублей. Кроме того, в 2005 году будет заложена система надзора и контроля за правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, в предновогодние дни Коллегия министерства также подвела финансовые итоги года и определила задачи на будущий. Основным докладчиком выступил директор Сводного департамента экономики и финансов Андрей Петров. Он отметил особую сложность отчетного периода, на который пришлись административная реформа, реформирование бюджетного процесса и межбюджетных отношений. "Тем не менее, - подчеркнул докладчик, - работа была проведена своевременно, а просроченных платежей нет".

Выполнение бюджетного планирования по образованию составило 99,6%, по науке - 99,9%, по инвестициям - 99,8%. Фундаментальные научные исследования были профинансированы в полном объеме, то же самое касается и финансирования ФЦП и приоритетных направлений развития науки и техники, в том числе высокоэффективных инновационных проектов государственного значения. Так, в декабре проведены государственные приемочные испытания 4 нанотехнологических комплексов (НТК) и сканирующего зондового микроскопа. Серийное производство "VIP-проектов" НТК позволило реализовать 73 из них на сумму свыше 4 млн долларов.

Не меньшее внимание уделялось исполнению Федеральной программы развития образования. В качестве примеров докладчик упомянул реализацию проекта "Безопасность образовательного учреждения" на условиях софинансирования с 40 субъектами РФ, оснащение лабораторным оборудованием сельских школ удаленных регионов. В рамках целевой программы "Развитие единой общеобразовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" в школы 81 субъекта РФ было поставлено информационной техники и оборудования на общую сумму 2,1 млрд рублей (из них 1,39 млрд рублей из федерального бюджета).

"Формирование бюджета на 2005 год также проходило в трудных условиях", - напомнил А.Петров. Тем не менее, объемы бюджетных проектировок Минобрнауки на 2005 год увеличены. Расходы на науку возрастут на 26,8%, в том числе на фундаментальные исследования - на 21,8%, на прикладные - на 26,1%. Объем финансирования государственных инвестиций по линии Минобрнауки вырастет на 57,6%. Уменьшение на 10,2% общей суммы, выделяемой на образование, связано с передачей полномочий по финансированию объектов образования на уровень субъектов РФ. Докладчик отметил конкретные направления увеличения бюджетных расходов. Например, на 1,5 млрд рублей возросли расходы на приобретение научного оборудования для РАН и ее отделений.

Андрей Фурсенко также позитивно оценил итоги исполнения бюджета за 2004 год и всю работу министерства, подчеркнув, что эту оценку разделяют в правительстве. "Министерство сумело добиться уважения к себе, - сказал министр, - и получило материальное выражение завоеванного авторитета в виде роста бюджета". По его словам, в России сегодня есть предпосылки для дальнейшего увеличения бюджета образования и науки, в том числе благодаря устойчивому росту ВВП и заявленной готовности Минфина увеличивать финансирование научно-образовательной сферы, в том числе за счет части средств стабилизационного фонда.