.
Московское представительство Фонда им. Конрада Аденауэра
Президиум Российской академии наук
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук
Агентство научных новостей "Информнаука"
Научно-популярный журнал "Ломоносов"

РОССИЙСКАЯ НАУКА И СМИ

Международная интернет-конференция,
проходившая 5 ноября - 23 декабря 2003 года на портале www.adenauer.ru

Под общей редакцией Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка

Сборник статей
Москва 2004

Издание осуществлено при поддержке Фонда им. Конрада Аденауэра

Российская наука и СМИ. Международная интернет-конференция, проходившая 5 ноября - 23 декабря 2003 на портале www.adenauer.ru Cб. статей; Под общ. ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка. - М., 2004. - 448 с.

ISBN 5-85971-048-8

© Московское представительство
Фонда им. Конрада Аденауэра, 2004
© КноРус, оформление, 2004.

Содержание

Сессия 1. Наука и общество: утерянные связи
Маркус Ингенлат. Приветственное слово
Л.Н. Стрельникова. Куда идешь, Наука?
А.Г. Иванченко. Хотят ли ученые быть услышанными, или Сага о лотерейном билете
М.В. Воробьева. Готовы ли мы к диалогу? (К вопросу о диалоге науки и общества на примере религиоведения)
В.И. Бабкин. Понимает ли власть, что ее действия ведут к уничтожению научно-технического комплекса страны?
В Л. Леглер. Социальное положение науки в Советском Союзе и в постсоветской России: кажущиеся потери
Ю.Д. Плетнер. Государственный PR науки закончился. Что дальше?
П.М. Королев. Наука. Журналистика. Общество и государство. Взгляд на ландшафт с намерением узреть возможности для когеренции
А.Г. Мадера. Отношение науки и СМИ как концентрированное выражение экономики
Н.Ю. Клинк. Утеряна ли связь между наукой и обществом?
А.Г. Баташев. Общество и наука в поисках утерянных связей

Сессия 2. Образ российского ученого в СМИ
А.В. Юревич. Нищий с протянутой рукой
Э.М. Мирский. Профессионалы или госслужащие?
П.М. Королев. Конфигурирование различных представлений науки в образе "нового русского ученого"
Ч.К.Даргын-оол. Исследователи Тувы: реабилитация чудаков и романтиков

Сессия 3. Наука и СМИ: как преодолеть языковой барьер?
Е.В. Кокурина. Особенности перевода с "научного"
Е.В. Клещенко. Научно-популярная статья: компромисс между точностью и ясностью
Г.Г. Копылов. Популяризация науки: какой ей быть?
С.Б. Попов. Просто о сложном
Е.А. Зайцева. Меж двух огней
А.Б. Бушев. Наука о языке и вульгаризация речи в СМИ

Сессия 4. Этические аспекты взаимодействия ученых и журналистов
В.М. Егикова. Разделяем ли мы судьбу динозавров?
Л.Н. Стрельникова. Позволительно ли хвосту вилять собакой?
Т.Б. Пичугина. Что каждый журналист должен знать о науке, а каждый ученый - о журналистике
Н.В.Маркина. Шаг навстречу
Г.Г. Шевелев. Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?
П.А. Тревогин. Утрата культуры спора и логического мышления и ее последствия для общества

Сессия 5. Отражение науки различными видами СМИ
Т.Б. Пичугина. Хождение науки по медиа-мукам
Е.К. Комарова. Роль российской периодики в формировании общественного отношения к отечественной науке
В.И.Гаташ. И кому он нужен, этот науч-поп?
А.А. Оскольский. Наука на радио: опыт авторской программы
О.И. Киреев. Теоретические основания тактических медиа: от семиотики к теории информации
Ю.В. Шигина. Интернет: преклонение или неприятие?
П.М. Королев. Средства массовой коммуникации учитывают множество лиц образа ученого

Сессия 6. Как отличить науку от лженауки?
Ю.А. Золотов. Что же такое лженаука?
А.Г. Мадера. Что такое лженаука и как с ней бороться
С.С. Бердоносов. Если наше естественнонаучное образование хорошее, то почему мы так легко верим в чертовщину?
Г.Г. Шевелев. Для кого работают СМИ - для читателей или для шарлатанов?
П.А. Тревогин. Роль СМИ в оболванивании российского общества ..
П.А. Образцов. Не бойтесь показаться ретроградом
В.Н.Порус. О борьбе со лженаукой и не только
А.Г. Ваганов. Шутки шутками как способ научной рефлексии
Г.Г. Копылов. Методолого-организационные трансформации науки
М.В. Рац. Наука, ненаука, лженаука и квазинаука
А.А. Оскольский. От чего отличать науку?
С.Д. Лебедев, К.Е. Битюгин. Наука и антинаука: от конфликта до диалога
В.А. Леглер. Наука несет ответственность за лженауку
Д.С. Хмельницкий. Идеологически ангажированная наука в действии (на примере истории советской архитектуры)

Сессия 7. Формы коммуникаций между наукой и обществом
П. Вайнгарт. Момент истины для науки. Последствия "общества знания" для общества и науки
Д.В. Ефременко. Мудрец на агоре
Э.М. Мирский. Наука и СМИ: новые темы - новые формы сотрудничества
Б. Визер. Аспекты понимания общественностью проблем науки и техники
В.А. Маркусова, Р.С. Гиляревский. Место российских ученых в мировом потоке научных публикаций
А.Б. Бушев. Рефлексия над социальными эффектами интернетизации и открытость общества
Л.Е. Козлов. СМИ как инструмент воздействия научного сообщества на политический процесс (на примере политики России относительно югославского кризиса)
Ю.В. Бояркина, Н.В. Вартапетова, Н.Г. Киселева. СМИ как канал коммуникации при осуществлении научно-практических программ в здравоохранении
Т.Б. Пичугина. В Cafe Scientifique подают науку со сливками

Библиография
Ю.Ю. Черный. Наука и СМИ (указатель литературы 1981-2003 гг.)..

Стенограмма заседания "круглого стола" по итогам Международной Интернет-конференции "Российская наука и СМИ" (23 декабря 2003 г., ИНИОН РАН)

Сведения об авторах

Приветственное слово
Маркус Ингенлат

Уважаемые дамы и господа! Дорогие пользователи Интернета!

От Фонда имени Конрада Аденауэра сердечно приветствую Вас на нашей интернет-странице в день открытия интернет-конференции "Российская наука и СМИ". В четвертый раз в этом году Московское представительство Фонда им. Конрада Аденауэра проводит интернет-конференцию. Прошедшие конференции касались проблем глобализации, мировой политики и даже столь сложной в правовом и политическом отношении темы, как "Конкурсные торги в правовом государстве". Сегодня мы, наконец, надеемся обратиться к двум профессиональным группам, которые, как никто другой, интенсивно используют Интернет, сравнительно молодую форму коммуникации: к ученым и журналистам. Без сомнения, в конференции "Российская наука и СМИ" речь идет о высшей степени конфликтном материале. Ибо не только в России, но и в Германии и во многих других научно развитых странах между наукой и СМИ существует конфликт в отношении контроля над процессом коммуникации в обществе. Каждая сторона - и журналисты, и ученые - нередко верит, что самостоятельно, и в лучшей форме, чем другие, обладает ключом к коммуникационным процессам , тогда как в действительности они только вместе способны противостоять критически пронизывающему взгляду общественности.

В России, кроме всего прочего, имеет значение особенный момент. Россия, как и другие развитые общества, является обществом знания, но в ней отсутствует нечто, что создает связь между знанием и обществом - движение сквозь недра общественной коммуникации. И это в то самое время, когда СМИ охотно обращаются к научным темам, а ученые используют возможность обращения посредством СМИ к большей аудитории.

Тем не менее, российскую науку можно упрекнуть в том, что она зачастую избегает коммуникации с общественностью и возвращает обществу лишь малую часть результатов в качестве экспертного знания и образования. Но и к СМИ, с другой стороны, обращены упреки в блокировании науки. Я предполагаю, какие здесь могут быть причины, но мне хотелось бы узнать мнение самих участников конференции.

Обмен мнениями поверх международных границ с помощью Интернета может и должен помочь прояснить искаженные представления и преодолеть взаимную блокаду. И, возможно, обмен между Германией и Россией может быть особенно полезен, так как наши страны обладают внушительной совместной научной традицией. Ученые и журналисты являются частью гражданского общества и призваны к тому, чтобы, не взирая на границы и расстояния, содействовать их развитию, - в этом убеждение Фонда им. Конрада Аденауэра, и поэтому мы поддерживаем эту конференцию. Я очень благодарен Российской академии наук за высокий интерес к конференции и надеюсь на хороший и плодотворный диалог.