.
Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Научные труды № 72Р

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г.

Механизмы стимулирования
коммерциализации исследований
и разработок

Москва 2004

Работа посвящена изучению государственных механизмов регулирования процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Объектом анализа являются созданные в России элементы инновационной инфраструктуры: финансовая, производственно-технологическая, кадровая и экспортно-консалтинговая, а также зарубежный опыт и возможности его применения в российских условиях. Работа содержит перечень предложений по совершенствованию экономических механизмов государственного регулирования в этой сфере.

Dezhina I., Saltykov В. Mechanisms of Encouraging Commercialization of Research and Development

The paper deals with an analysis of public mechanisms of regulation processes of commercialization of R&D outputs. The analysis focuses on elements of the national innovation infrastructure: financial, production and technological, staff and expert and consulting ones, and on foreign experiences and the possibility of their application in the Russian conditions. The paper also contains a list of proposals on improvement of economic mechanisms of the government regulation in this area. JEL Classification: 031, 038

Редактор: А. Молдавский
Корректор: С. Хорошкина
Компьютерный дизайн: В. Юдичев

Настоящее издание подготовлено по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

ISBN 5-93255-142-9
125993, Москва. Газетный пер., 5
Тел. (095) 229-6736, FAX (095) 203 8816
E-MAIL info@iet.ru. WEB Site http://www.iet.ru
Институт экономики переходного периода

Содержание
Введение
1. Опциональна” инновационная система: основные понятия и определения
1.1. Инновации и национальная инновационная система.
1.2. Два типа национальных инновационных систем
1.3. Системные свойства современной национальной инновационной системы рыночного типа
1.4. Российская национальная инновационная система переходного периода
1.5. Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
2. Зарубежный опыт государственного участия м поддержке коммерциализации результатов Исследовательской деятельности
2.1. Формы государственной поддержки малого инновационного бизнеса
2.2. Стимулирование развития венчурного финансирования инновационной деятельности
2.3. Содействие развитию связей между участниками процесса коммерциализации
2.4. 11одготовка персонала в сфере инновационного менеджмента
2.5. Выводы и обобщения
3. Развитие финансовых механизмов, способствующих коммерциализации технологий
3.1. Государственные организации, финансирующие инновационную деятельность
3.2. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
3.3. Российский фонд технологического развития
3.4. Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России
3.5. Новые инициативы государственных фондов по финансированию коммерциализации технологий
3.6. Вопросы участия региональных органов власти в стимулировании инноваций
4. Государственная поддержка формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности
4.1. Научно-технологические парки
4.2. Инновационно-технологические центры
4.3. Структуры, обеспечивающие связи с промышленностью
5. Малый и крупный бизнес как участники процесса коммерциализации технологий: анализ тенденций развития
5.1. Особенности и стратегии развития малого наукоемкого бизнеса
5.2- Формы участия крупного бизнеса в процессах коммерциализации
6. Формирование института посредников: технологические брокеры, центры по продвижению технологий и подготовке кадров
6.1. Технологические брокеры на российском рынке высоких технологий
6.2. Центры по продвижению технологий: анализ первых итогов работы
6.3. Особенности организации подготовки специалистов в сфере коммерциализации технологий
7. Коммерциализация в схемах международного сотрудничества: опыт реализации партнерских программ через зарубежные научно-технологические
программы и фонды
7.1. Апробация механизмов продвижения научно-технических результатов к рынку и поддержка инновационно-ориентированных проектов
7.2. Поддержка развития инновационной инфраструктуры и малого бизнеса
7.3. Перспективные направления взаимодействия
зарубежных и отечественных государственных и частных фондов
8. Выводы и рекомендации
Литература

 Введение

В настоящее время создание в России национальной инновационной системы (НИС) является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной системы.

В последнее десятилетие государство было активным участником процесса создания элементов НИС - финансовых механизмов, включая грантовое финансирование, производственно-технологической и информационной инфраструктуры и т.д. Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными, и в итоге появились отдельные не взаимоувязанные компоненты инфраструктуры коммерциализации. Ряд стадий инновационного цикла не получил необходимого финансового, информационною и инфраструктурного обеспечения (в первую очередь это касается начинающих малых фирм, приступающих к коммерциализации результатов исследований и разработок), тогда как другим было уделено больше внимания, однако в отрыве от других этапов формирования инноваций (например, поддержка фундаментальных исследований). Кроме того, недостаточно стимулируется развитие связей между ключевыми участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом). В итоге имеющийся потенциал используется недостаточно эффективно, а инновационная активность и показатели технологического развития страны хотя и имеют тенденцию к постепенному росту, но пока остаются невысокими.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции пока незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35% до 1%. Это уступает показателям не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. Что касается показателей торговли российскими технологиями на международном рынке, то в последние годы отмечается расширение ее масштабов и географии. Суммарный оборот торговли технологиями составил в 2002 г. 784 млн долл. (в 2001 г. 636.9 млн долл.), однако пока это низкий показатель: так, в США суммарный оборот от торговли технологиями составляет 49,7 млрд долл., в Швейцарии - 3,5 млрд долл.

В структуре экспорта преобладают неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, менее ценные с коммерческой точки зрения. Вместе с тем по показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 000 населения, Россия вышла на средний уровень (2,62). опережая страны Центральной и Восточной Европы - Чехию, Польшу. Венгрию (0,6-0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5-5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет.

Правительством в лице Министерства образования и науки РФ (и его предшественника - Министерства промышленности, науки и технологий РФ) была поставлена задача создания “технологических коридоров”, которые будут способствовать установлению связей между этапами инновационного цикла. Представленное ниже исследование лежит в русле решения данной задачи. Цели работы заключаются в анализе существующих механизмов коммерциализации, действующих как в России, так и за рубежом, оценке применимости в российских условиях опробованных в мире и доказавших свою эффективность форм и способов стимулирования инновационного развития, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Исследование базируется на данных официальной статистики, результатах социологических опросов, в том числе проводившихся по запросу государственных фондов, действующих в научно-технологической сфере, а также результатах собственного пилотного исследования, касающегося оценки факторов, условий работы и стратегии развития динамично растущих малых инновационных предприятий.

Специальное внимание в работе уделено анализу деятельности двух государственных фондов - Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также таким элементам производственно-технологической инфраструктуры, как технопарки, инновационно-технологические центры, центры по продвижению технологий.

Введение, разделы 2, 4-7 - подготовлены Дежиной И.Г., раздел 1 - Салтыковым Б.Г., разделы З и 8 - совместно Дежиной И.Г. и Салтыковым Б.Г.