.
Журнал «ЭКОНОМИКА РОССИИ: XXI век»
№ 17
Четыре года по пути реформ

Продолжается реформирование системы образования. Кроме того, в рамках административной реформы идет дальнейшее разграничение хозяйственных, контрольно-надзорных, правоприменительных и правоустанавливающих функций, функций управления собственностью

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ

За годы реформ в работе российской образовательной системы произошли заметные сдвиги. Существенным образом изменилось ресурсное обеспечение реформы образования. За четыре года только федеральная часть финансирования возросла приблизительно в четыре раза. Появились новые учебные заведения, значительно увеличилась информатизация школ - сегодня практически в любой городской или сельской школе есть компьютерные классы. Улучшилось обеспечение образовательных учреждений методическими пособиями и учебниками.

Сложнее обстоят дела с системной составляющей реформы. Тем не менее, продвижение идет и в данном направлении. Появились новые стандарты, новый подход к проверке знаний - единый государственный экзамен (ЕГЭ). На мой взгляд, введение ЕГЭ является правильным шагом, поскольку необходимо начинать выстраивать новую систему требований. Но так же, как и в отношении стандартов, реализация ЕГЭ на практике пока оставляет желать лучшего. Разработаны конструктивные предложения по нормативным и законотворческим шагам. Однако на сегодняшний день очень важные законы либо подготовлены, но не приняты, либо еще не подготовлены в полном объеме.

На ближайшее будущее намечено несколько этапов осуществления реформы, каждый из которых может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Прежде всего необходимо четко сформулировать образовательный заказ, поставить конкретные задачи перед системой образования, чтобы она не варилась в собственном соку, как в последние годы. Ни одна система не может сама перед собой ставить задачи, необходим внешний заказ. Поэтому, чтобы выработать практические организационные решения, Минобразования РФ регулярно консультируется с представителями общественных организаций и российского делового сообщества.

В сфере формирования образовательного заказа предстоит решить очень сложную задачу, требующую понимания, какая экономика и какая социально-политическая ситуация будет в России в ближайшие годы. Без понимания этого вопроса ставить задачи перед системой образования будет довольно затруднительно. Это проблема первостепенной важности и уклоняться от ее решения мы не должны. Так, подготовлен законопроект, в котором прописаны права работодателей относительно требований к качеству образования, формированию новых программ и стандартов.

Вопросы, связанные с организацией образования, в том числе двухуровневого (бакалавриат и магистратура), являются одними из самых важных. Де-факто двухуровневое образование существовало в России и Советском Союзе всегда. В ведущих университетах и технических институтах студенты первые два-три курса изучали общие предметы, а затем выбирали кафедру и начинали получать специальное образование. Речь не идет о том, чтобы поломать существующую систему, необходимо лишь должным образом ее институционализировать, где-то исправив, где-то улучшив, а где-то просто закрепив статус-кво. Но при этом нужно продумать, каким образом ввести понятие непрерывного образования, потому что на сегодняшний день никакое самое блестящее базовое образование не обеспечивает человеку нормальное, спокойное, успешное существование до конца жизни. Мир меняется очень быстро и через пять-семь лет, а в будущем, наверное, и чаще, человеку, заботящемуся о своем развитии, абсолютно необходимы дополнительные знания и дополнительное образование. Поэтому крайне важно законодательно закрепить вопросы, связанные с непрерывным образованием.

Точно также необходимо отразить в законодательстве вопросы, связанные с профессиональным образованием, которое сегодня организовано не лучшим образом. Кроме того, не всегда получается соблюсти оптимальное соотношение между начальным, средним и высшим профессиональным образованием. Первая проблема заключается в том, чтобы определить, какие нужны специалисты и в каком количестве. Затем, когда появится достаточно четкая картина и понимание потребностей экономики и общества, нужно дать людям возможность на добровольной основе получать то образование, которое станет разумным путем к жизненному успеху. В частности, далеко не факт, что начальное профессиональное образование должно быть жестко связано с обязательным средним образованием. На мой взгляд, возможен более либеральный подход, при котором человек, получая начальное профессиональное образование, т. е. ремесло, которое позволит ему успешно зарабатывать, только по собственному желанию может затем получить и среднее образование. Таким образом, первый важный вопрос организации образования связан с формулированием целей.

Второй вопрос связан с обеспечением качества. Одной из причин, по которой российское образование не всегда конкурентоспособно (а эта проблема постепенно выходит на первый план), является то, что общество довольно спокойно относится к качеству предоставляемых услуг. Причем, все пеняют на качество, все всегда недовольны, но, как только бывают предложены конкретные шаги по поводу улучшения, они неминуемо вызывают довольно болезненные реакции и вал возмущения.

Еще более принципиальный вопрос заключается в том, что требования к качеству обучения должны расти. По крайней мере, необходимо отслеживать те требования, которые сегодня нормативно и законодательно закреплены. Кроме того, надо закреплять систему взаимных обязательств тех, кто учит, тех, кого учат, и тех, кто за это платит. Каждая сторона должна знать, за что она несет ответственность и неукоснительно выполнять свои обязательства. Инструментами для реализации этого положения являются новые стандарты, которые, тем не менее, надо совершенствовать. Однако только путем сравнения со стандартами можно проверить, соответствует ли система современным требованиям, что относится и к проверке качества учебных заведений. У Минобразования РФ нет намерения что-то закрыть или кого-то в чем-то уличить, но есть пожелание, чтобы все выполняли свои обязательства, и, в первую очередь, учебные заведения, если они за это взялись. Необходимы стандарты и для проверки качества знаний. Тот же самый ЕГЭ или предметные олимпиады, да и так называемые традиционные экзамены - это все проверка качества знаний. Мы должны создавать систему, при которой эта проверка адекватно отражает качество подготовки специалистов в школе, а если мы говорим о вузах, то и качество подготовки в вузах.


Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки также беспокоит вопрос повышения качества образования. Минобразования РФ работает над совершенствованием технологии и содержания ЕГЭ, а федеральная служба совместно с министерством готовит некоторые предложения по расширению системы независимой внешней оценки, которая будет отрабатываться для 9 класса.

Важнейшими вопросами продолжают оставаться лицензирование, аттестация и аккредитация. По поручению министра и по просьбе региональных органов власти федеральная служба будет в ближайшее время проводить выездные проверки, по итогам которых мы готовы встречаться с представителями СМИ и обсуждать суть этих проверок.

Что касается аттестации и аккредитации вузов, и не только вузов, то для нас очень важно участие работодателя и потребителя образовательных услуг при проведении процедур оценки образовательных учреждений.

Большое внимание будет уделено вопросу отсева детей из образовательных учреждений. Что происходит с теми детьми, которых отчисляют? По нашей информации уже и из начальной школы начинают отчислять детишек. Это будет для федеральной службы одним из приоритетных вопросов нынешнего учебного года.


Григорий Балыхин, руководитель Федерального агентства по образованию

В целом наблюдается рост государственного субсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 г. Часть этих средств уйдет на 20%-ную индексацию заработной платы учителей, начиная с 1 января 2005 г. Пока зарплата будет по-прежнему определяться по тарифной сетке, но теперь за ее выплату будут отвечать не муниципальные органы власти, а губернаторы.

Приоритетом федерального бюджета на 2005 г. является поддержка и развитие материально-технической базы. На эти цели необходимо потратить 80 млрд. руб. Такие средства в полном объеме государством не выделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства и выделило дополнительно 3,6 млрд. руб., из которых 65% будут направлены на капитальный ремонт, остальные - на закупку учебного оборудования.

В 2004 г. за счет средств субъектов федерации построены 364 новые школы. За счет федерального бюджета в ходе исполнения программной части федеральных целевых программ к новому учебному году сдано 45 школ. К новому учебному году в учреждениях профессионального образования отремонтировано более 2,5 млн. кв. м учебных площадей и общежитий, сдано 24 вузовских объекта, общей площадью около 80 тыс. кв. м. Если же говорить о строительстве и капитальных вложениях, то увеличено на 50% финансирование федеральной адресной инвестиционной программы капитального строительства. В 2005 г. финансирование всех строек, которых в рамках программы около 480, составит порядка 3 млрд. руб.

Особенно хочу отметить готовность учебных заведений и, прежде всего, школ, с точки зрения пожарной безопасности. Разработана федеральная отраслевая программа безопасности учебных заведений, делается все возможное, чтобы в каждом субъекте федерации были четко отработаны эти программы. В 2004 г. году на безопасное пребывание педагогов и учащихся в учебных заведениях потрачено только из федерального бюджета около 3 млрд. руб. Обеспечены доставка и монтаж противопожарного оборудования, сигнализации, вентиляторов дымоудаления во все образовательные учреждения круглосуточного пребывания детей. В 2005 г. планируется решение этих проблем в средних школах.

Что касается поставок компьютеров в образовательные учреждения, то из федерального бюджета на эти цели предусмотрено выделить 1,5 млрд. руб. Данная программа предусматривает также финансирование из бюджетов субъектов РФ в размере 1 млрд. руб. В текущем учебном году во все сельские школы будет поставлено не по одному компьютеру, как это было в 2001 г., а по четыре-пять компьютеров с программным обеспечением. Во все городские, поселковые и сельские библиотеки будет поставлено по одному компьютеру с программным обеспечением. В рамках программы компьютеризации сельских, поселковых и городских школ учебные заведения 20 регионов будут подключены к Интернету.

За последние три года постоянно увеличиваются ассигнования на пополнение библиотечного фонда. Не может быть образовательного учреждения, прежде всего, университета или академии, если нет учебников или специальной литературы. На 2005 г. проектом бюджета предусмотрено 1,3 млрд. руб. на формирование библиотечных фондов.

Второй приоритет бюджета 2005 г. - студенты и учащиеся техникумов. Стипендиальный фонд увеличен на 800 млн. руб. на федеральном уровне, а в следующем году ожидается прирост еще на 1800 млн. руб. Хочу подчеркнуть, что дополнительные средства в размере 2,6 млрд. руб. на 2004 г. год идут не на индексацию стипендий для студентов вузов, техникумов и учащихся ПТУ, а на увеличение стипендиального фонда и сами учебные советы и руководители образовательных учреждений вместе со студенческим активом будут решать вопрос адресного использования фонда. Так, будут выделены дополнительные средства нуждающимся студентам, отличникам, активно участвующим в научно-исследовательской и общественной работе образовательного учреждения.

Еще один важный вопрос, который предстоит решать Федеральному агентству по образованию, это вопрос оптимизации структуры образовательных учреждений. В ближайшее время на региональный уровень будут переданы 50% процентов всех ПТУ (2,5 тысячи), столько же останется на федеральном уровне. В общей сложности в 2005 г. Федеральное агентство по образованию получит из государственного бюджета 83 млрд. руб., за вычетом 24 млрд. руб., которые должны быть потрачены на финансирование передаваемых в ведение регионов техникумов и ПТУ.

Но на этом процесс оптимизации структуры не прекратиться, поскольку в ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов, перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другим министерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том, какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровень субъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Вузы останутся на федеральном уровне, хотя и им предстоит пройти через жесткую оптимизацию.

Справка

Не все образовательные учреждения работают в правовом поле. До сих пор не имеют лицензий 25% детских садов, 5% школ, 8% вузов.

Недостаточно внимания уделяется развитию сети образовательных учреждений. В 2004 г. в 27 субъектах РФ не введено в действие ни одного нового образовательного учреждения. Снизился уровень финансирования ремонта образовательных учреждений. По состоянию на 1 августа 2004 г. из бюджетов субъектов на текущий и капитальный ремонт было выделено 23 979,8 млн. руб. В 2003 г. на эти цели было израсходовано 42 089,3 млн. руб. При этом 1316 образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии.

Общее количество несчастных случаев и детского травматизма во время образовательного процесса в прошлом учебном году составило 10 840, в том числе 87 случаев со смертельным исходом.

Тяжелые уроки прошлого года, когда 586 пожаров в образовательных учреждениях оборвали 31 человеческую жизнь и нанесли материальный ущерб на 83,7 млн. руб., заставили усилить противопожарные меры. Министерством образования и науки РФ совместно с МЧС разработана программа «Безопасность образовательного учреждения». Такие программы должны быть внедрены не только во всех субъектах РФ, но и в каждом муниципалитете, в каждом образовательном учреждении.

По данным, представленным в Минобразования РФ регионами, к новому 2004–2005 учебному году госкомиссией принято 61,1% образовательных учреждений. По данным МЧС, 80% учреждений имеют различные недоработки, 1700 учреждений – серьезные нарушения, 25 школ закрыты по предписаниям контролирующих ведомств.