.
поиск
17.12.2004
Эффект взаимодействия
Доклад вице-президента РАН академика Валерия Козлова

Академические институты и университеты накопили большой позитивный опыт совместной работы. Более 100 членов Российской академии наук имеют постоянное место работы в различных учебных институтах и университетах и около 700 ведут преподавательскую и научную работу в вузах по совместительству.

Новое время и новые условия ставят задачу поиска новых и эффективных форм такой интеграции. В настоящее время можно выделить несколько уровней взаимодействия университетов и академических институтов.

1. Прежде всего это университеты, которые осуществляют свою деятельность в институтах РАН: Пущинский госуниверситет и Государственный университет гуманитарных наук.

Пущинский государственный университет ведет подготовку биологов по магистерским программам. Среди его студентов много иногородних. Развитие университета сдерживает отсутствие собственных общежитий для студентов.

Государственный университет гуманитарных наук основан в 1994 году. В настоящее время деятельность факультетов университета осуществляется на базе академических институтов гуманитарного профиля. По количеству привлеченных к преподаванию крупных ученых-исследователей, в том числе академиков РАН, специалистов самых различных областей гуманитарных знаний, этот вуз не имеет аналогов в системе гуманитарного образования России. В составе университета 8 факультетов, на которых обучается около 1000 студентов и около 200 аспирантов, здесь ведется переподготовка преподавателей гуманитарных и социальных наук, работающих в вузах страны.

На базе Пущинского научного центра РАН и Научного центра РАН в Черноголовке созданы филиалы МГУ им. М.В.Ломоносова. Филиал МГУ в Пущино ведет набор студентов начиная с первого курса.

На базе Института государства и права РАН с 1993 года действует Академический правовой университет, получивший в 1998 году государственную аккредитацию и проведший уже несколько выпусков студентов дневного отделения. В 1992 году на базе Центрального экономико-математического института РАН совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова была создана Российская экономическая школа, которая уже в течение 7 лет ежегодно выпускает по 35 магистров и ведет переподготовку преподавателей базовых экономических дисциплин для всех регионов России. Высший химический колледж РАН, существующий на правах факультета Российского химико-технологического университета, готовит для академии кадры аспирантов и сотрудников. В 1991 году в МГУ был создан Высший колледж наук о материалах совместным постановлением Госкомитета СССР по народному образованию и Президиума АН СССР. Колледж создавался как междисциплинарная структура, предназначенная для подготовки специалистов, способных к проведению исследований в смежных областях химии, физики и механики материалов. В 2000 году колледж преобразован в факультет наук о материалах. В 1996 году решением Ученого совета МГУ и Президиума РАН был создан совместный Институт почвоведения. Цель этой акции - интеграция современных достижений университетской и академической науки в области почвоведения и смежных отраслей знаний.

В сентябре нынешнего года в МГУ начала работать Московская экономическая школа на правах факультета. Директор-организатор школы - вице-президент РАН академик А.Д.Некипелов. Профессора и преподаватели - в основном сотрудники академических институтов. Московская экономическая школа начала с элитной подготовки экономистов по магистерским программам.

По инициативе МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского научного центра "Курчатовский институт" и Института кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН создается междисциплинарный научно-образовательный комплекс "Синхротронное излучение и нанотехнологии".

В ноябре 2002 года по предложению Санкт-Петербургского научного центра Президиум РАН создал Академический физико-технологический университет, ректором-организатором которого стал академик Ж.И.Алферов. Университет работает на базе Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН, который знаменит не только своими научными достижениями, но и давними традициями и успехами в сфере образования. Академический физико-технологический университет не государственный, но имеет государственный статус (как и РАН в целом).

Хорошо известна роль Сибирского отделения РАН в организации Новосибирского госуниверситета и его всесторонней поддержке. По сути, НГУ - академический университет, полностью интегрированный в научное сообщество Академгородка. Новосибирский государственный университет является ядром реально действующей в Сибирском отделении системы непрерывного образования: физико-математическая школа - НГУ - институты СО РАН. Благодаря этому студенты подключаются к процессу научного поиска уже с третьего курса. Такой относительно небольшой университет, как НГУ, сформировал 40 процентов кадров СО РАН, обеспечил высокопрофессиональными преподавателями вузы страны от Урала до Владивостока.

2. В ряде институтов РАН созданы крупные научно-образовательные центры (НОЦ), нацеленные на подготовку специалистов по различным направлениям современной фундаментальной науки. По своему масштабу они играют роль крупных факультетов. Это НОЦ Физико-технического института в Санкт-Петербурге, крупные учебно-научные центры Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, Института общей и неорганической химии им. Н.С.Курнакова РАН и др. Активное и многостороннее научно-образовательное взаимодействие является традицией Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского и институтов РАН в Нижнем Новгороде (Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металлоорганической химии). В 2001 году в целях институциализации этого сотрудничества был создан Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН в организационно-правовой форме простого товарищества. В Институт прикладной физики РАН еще раньше был "встроен" уникальный факультет Нижегородского университета - Высшая школа общей и прикладной физики. В 2003 году создан НОЦ экономики и информационных технологий в Вологде, образованный Вологодским научно-координационным центром, Санкт-Петербургским инженерно-экономическим университетом и Вологодским государственным техническим университетом. Совместным решением Министерства образования и Президиума Российской академии наук в феврале 2004 года создано государственное учреждение Научно-образовательный центр проблем аэрокосмического мониторинга природной среды - ЦПАМ "Аэрокосмос". Институтами РАН совместно с вузами создано свыше 40 крупных научно-образовательных интегрированных структур только по центральному региону.

3. Ключевое значение имеют интегрированные структуры - базовые кафедры (и филиалы кафедр) известных российских университетов, ведущие подготовку молодых ученых непосредственно в институтах РАН. В настоящее время имеется 360 базовых кафедр, на которых в общей сложности работают около пяти тысяч сотрудников академических институтов. По сути дела, это рассредоточенный академический университет, причем немалый по российским масштабам. На базовых кафедрах читаются общие и специальные курсы (многие из них уникальные), проводятся лабораторные практикумы на учебно-научном оборудовании институтов, под руководством сотрудников институтов выполняются курсовые и дипломные работы. Практически осуществляется "физтеховская" модель обучения, и неудивительно, что именно Московский физико-технический институт (ныне технический университет) имеет наибольшее число базовых кафедр - 57. Они созданы в 49 институтах РАН. Базовые кафедры - один из основных источников пополнения кадрового состава институтов РАН. Соединение университетского образования и научных исследований, проводимых академическими институтами, позволяет повысить качество обучения студентов, не привлекая дополнительных средств для создания дорогостоящей материально-технической базы.

4. В этом году завершает работу Федеральная целевая программа "Интеграция высшего образования и науки России на 2002-2006 годы". Со следующего года она будет включена в более общую программу Министерства образования и науки "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".

Программа "Интеграция" внесла важный вклад в решение проблемы подготовки кадров высшей квалификации, поддержки одаренной молодежи, развития опытно-экспериментальной приборной базы. Ядром и несущей конструкцией программы стала система из 150 учебно-научных центров (УНЦ), созданных в основном на базе научных учреждений РАН и государственных вузов России.

5. Помимо вышеупомянутых существуют и другие образовательные структуры (центры коллективного пользования, лаборатории, международные УНЦ, студенческие научно-исследовательские лаборатории и т.д.), всего 40 таких объединений. На недавнем выездном заседании Бюро Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров академии, состоявшемся в Казани, говорилось, что для развития инновационного и образовательного дела необходимо создавать и поддерживать центры коллективного пользования, оснащенные технологическим оборудованием.

Минобрнауки подготовлено распоряжение Правительства Российской Федерации о возложении на Российскую академию наук полномочий учредителя Новосибирского государственного университета с передачей Российской академии наук предусмотренных в федеральном бюджете ассигнований на содержание Новосибирского госуниверситета. Включение Новосибирского госуниверситета в структуру РАН влечет за собой принципиальные качественные изменения. В академии официально появляются студенты, бакалавры, магистры, ассистенты, доценты и профессора. Расширяется сфера деятельности РАН, возникают трудовые отношения нового для нас вида. И к этому мы должны подготовиться не только морально. Необходимо уже сейчас продумывать вопрос о внесении соответствующих изменений в уставы СО РАН и РАН в целом. Мы должны внимательно отслеживать процесс вхождения НГУ в СО РАН, анализировать возникающие изменения и встречающиеся возможные затруднения. Все это имеет исключительное значение для расширения и распространения опыта Сибирского отделения РАН.

Российскую академию наук следует законодательно наделить правом ведения образовательной деятельности с выделением соответствующего финансирования. Одновременно следует закрепить законодательно и право ведения научных исследований в вузах. Было бы очень желательным, чтобы наряду с этим Министерство образования и науки завершило вместе с нами работу по нормативно-правовому обеспечению деятельности уже существующих интеграционных структур. Например, в нормативно-правовых актах по образованию до сих пор отсутствует упоминание о базовых кафедрах. Напомню, что в советское время было специальное Положение о базовой кафедре, утвержденное Министерством высшего и профессионального образования. Наверное, стоит шире внедрять симметричную идею базовой лаборатории академического института в высшем учебном заведении.

Вопросам интеграции науки и высшего образования придается существенное значение в подготовленных недавно Министерством образования и науки концепциях участия Российской Федерации в управлении государственным секторами науки и образования. Среди научной и образовательной общественности распространилось представление, будто государство намерено прямолинейно администрировать эту сферу, не считаясь с ее спецификой и традициями. В частности, интеграция государственных вузов и научно-исследовательских институтов воспринимается многими как формальное слияние учреждений исключительно ради экономии средств.

Между тем суть интеграции состоит не в смене вывесок и объединении менеджмента, а в формировании устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью, прежде всего на основе проектного финансирования, управления и стимулирования взаимодействия. В существующих российских условиях решение задачи интеграции науки и высшего образования означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с институтами РАН, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию. Поэтому вместо умозрительной идеи институциональной интеграции, не учитывающей отечественные традиции в развитии науки и образования, целесообразно использовать уже накопленный опыт широкой и глубокой функциональной интеграции университетов и исследовательских структур.

Представленные в концепции идеи были существенно скорректированы и доработаны с участием руководства Российской академии наук и Российского союза ректоров. В новом варианте выделены особенности управления имущественными комплексами РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. В частности, подчеркивается, что главным центром фундаментальных исследований страны является Российская академия наук. Наряду с генерацией новых знаний ее важнейшей функцией должна стать координация фундаментальных научных исследований, ведущихся в отраслевых академиях, высшей школе, государственных научных центрах, а также экспертная деятельность в отношении важнейших для страны проектов, в том числе в области государственного строительства и экономики.

(Публикуется в сокращении)