.
Проблемы прав на интеллектуальную собственностьИнститут экономики переходного периода

Научные труды № 56Р

Дежина И.Г.

Проблемы прав
на интеллектуальную собственность

Москва 2003

УДК347.77
ББК 67.404.3
Д26

Дежина И.Г.

Проблемы прав на интеллектуальную собственность М., 2003. — с.114.

В работе анализируется трансформация экономико-правовых основ регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств государственного бюджета. Выявляется роль государства в этом процессе, в сравнительном контексте рассматриваются элементы механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, наиболее широко используемые в мире. В заключении приводится ряд предложений по совершенствованию государственного стимулирования коммерциализации интеллектуальной собственности в России.

Редактор: Н. Главацкая

Настоящее издание подготовлено по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

ISBN 5-93255-118-6

125993, Москва, Газетный пер., 5
Тел. (095) 229-6736, FAX (095) 203-8816
E-MAIL - info@iet.ru, WEB Site - http://www.iet.ru
© Институт экономики переходного периода 2003

Содержание

Введение

Терминология, используемая в работе
1. Регулирование изобретательства в СССР и проблемы “внедрения” разработок
2. Развитие российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности в 1992—2002 гг. и проблемы распределения правна результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств

2.1. Патентно-лицензионная деятельность и инновационная активность предприятий: статистический обзор

3. Регулирование прав на объекты интеллектуальной собственности в новом Патентном законе РФ
4. Права на интеллектуальную собственность и имущественные отношения
5. Действующая практика вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в государственных учреждениях сферы науки
5.1. Реализация прав на интеллектуальную собственность в учреждениях ведомственного (отраслевого) сектора науки.
5.2. Реализация прав на интеллектуальную собственность в учреждениях РАН
5.3. Реализация прав на интеллектуальную собственность в университетах

6. Зарубежный опыт регулирования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет государственных средств 6.1. США
6.2. Германия
6.3. Великобритания
6.4. Франция

7. Зарубежный опыт функционирования центров по передаче технологий и использование его в России. 7.1. Центры по передаче технологий за рубежом
7.2. Создание отечественных центров продвижения технологий
Предложения
Литература

Приложения

Приложение 1. Основные показатели изобретательской деятельности в СССР
Приложение 2. Регулирование прав на ноу-хау и их передача
Приложение 3. Патентно-лицензионная активность университетов США

Введение

Происходящая в последние годы в нашей стране дискуссия о том, кто является субъектом права на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета - государство или хозяйствующий субъект-разработчик, определяется сложностью правовой природы института “интеллектуальная собственность”, недостатками действующего законодательства, а также отсутствием традиций управления интеллектуальной собственности в целом.

Вместе с тем прояснение механизма распределения прав на объекты интеллектуальной собственности имеет большое значение для построения в стране национальной инновационной системы. Никому не известное или неясное право собственности создает неопределенность и непрозрачность, которые сдерживают инвестиции. И таким образом урегулирование этих вопросов напрямую связано с обеспечением процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности и развитием инновационной активности.

Особый акцент на объекты интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, связан с тем, что в настоящее время государство остается одним из ключевых спонсоров научных исследований и разработок. На его долю приходится около 60% суммарных внутренних затрат на исследования и разработки, и при этом, по оценкам, около 90% существующих объектов ИС было создано полностью или частично за счет бюджетных средств. Государство, финансируя исследования и разработки, должно отвечать за то, что полученная в результате их выполнения интеллектуальная собственность находит широкое распространение и вносит вклад в экономическое и социальное развитие страны. Поэтому урегулирование вопросов, связанных с принадлежностью интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, важно и в свете развития связей между наукой и промышленностью. Поскольку сегодня около 70% организаций сферы науки находятся в государственной собственности и в значительной степени финансируются из средств бюджета, то при кооперации с промышленностью и для стимулирования инвестиций со стороны промышленности вопрос об интеллектуальной собственности должен решаться четко и непротиворечиво. Пока этого нет, не будет и единой “инновационной цепочки”. По различным оценкам в России используется от 8 до 10% инновационных идей и проектов; в то же время в Японии реализуется 95% инноваций, в США - 62% (Иванов М., Иванова Р. Становление института интеллектуальной собственности -необходимое условие сохранения научно-технического потенциала России // Науковедение. 2002. № 2. С. 60).

Следует различать два процесса - приобретение прав на коммерчески значимые и финансировавшиеся государством результаты исследований и разработок и распоряжение этими правами, вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. В отличие от федеральной собственности в виде материального имущества - зданий, сооружений, оборудования - приносящей государству доход, права государства на интеллектуальную собственность являются источником значительных затрат по патентованию и поддержанию патентов. Если при этом интеллектуальная собственность, права на которую закреплены за государством, не вводится в оборот, то она не приносит никакого дохода, устаревает и быстро утрачивает реальную возможность использования. В связи с этим конечная цель должна состоять в создании действенной системы коммерциализации промышленных инноваций и технологий на основе эффективной передачи и распространения интеллектуальной собственности от научных организаций и вузов до производства.

В настоящее время законодательная и экономическая среда таковы, что остается неопределенным, как государство будет распоряжаться интеллектуальной собственностью, которой оно владеет, как будет вовлекать ее в' хозяйственный оборот, обеспечивая ее использование для модернизации технологической базы российской экономики и существенного повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Экономическая и правовая неясность характерна и для ситуации смешанного финансирования, когда средства выделяются из нескольких источников, в то время как такой метод финансирования в настоящее время встречается наиболее часто. Все это снижает инвестиционную привлекательность российского научного комплекса и тормозит развитие международного научного сотрудничества.

В условиях правового вакуума научные организации и промышленные предприятия действуют интуитивно и нередко - незаконно. Подобная ситуация приводит к неконтролируемому оттоку интеллектуальной собственности за рубеж, к распространению контрафактной продукции и другим негативным последствиям.

Поэтому систематизация и гармонизация действующего законодательства в области охраны и распределения интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, а также разработка механизмов, стимулирующих ее коммерциализацию, являются сегодня актуальным задачами.

Терминология, используемая в работе

Исследования и разработки (ИР) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
• фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
• прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
• экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научно-техническая деятельность (НТД) - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Результаты научно-технической деятельности (РНТД) - это содержащиеся в выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах прикладного характера документально зафиксированные сведения об изделиях, технологических процессах и материалах, предназначенных для использования в исследованиях, производстве, эксплуатации или потреблении.

Интеллектуальная собственность (ИС) - это исключительные права на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности в области науки, техники, производства, литературы, искусства и смежных с ними областей.

Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, научным открытиям; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, полезным моделям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, указаниям происхождения и наименованиям мест происхождения товаров, защите от недобросовестной конкуренции и иным правам, относящимся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной или художественной областях [Background Reading Material on Intellectual Property. WIPO, 1988. P. 2]. Впервые понятие “ИС” было введено Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (Стокгольм, 1967) [Международные договоры и соглашения в области охраны интеллектуальной собственности. Российское агентство по патентам и товарным знакам. М.: ВНИИПИ. 1997. С.4.]. В Российской Федерации впервые закреплено в Гражданском кодексе РФ (1994) [Статьи 2, 128, 138 Гражданского кодекса РФ (часть первая) (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 5-ФЗ)] .

Промышленная собственность - часть интеллектуальной собственности, созданной в результате творческой деятельности человека в производственной и научной областях. В соответствии с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности к объектам промышленной собственности относятся патенты на изобретения; полезные модели;

промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения товаров или наименования мест происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Патент (на изобретение, на промышленный образец) - охранный документ, подтверждающий права на изобретение, промышленный образец и удостоверяющий:

1) приоритет;
2) авторство изобретения, промышленного образца;
3) исключительное право на их использование.

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промыш-ленно применимо ["Пункт 1 ст. 4 Патентного закона РФ от 23.09.92 г. № 3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.03 г. № 22-ФЗ)].

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным [Пункт 1 ст. 6 Патентного закона РФ от 23.09.92 г. № 3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.03 г. № 22-ФЗ).].

Секреты производства (ноу-хау) - не относящий к государственным секретам особый вид информации, составляющий служебную или коммерческую тайну, при условии, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней отсутствует свободный доступ на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности [Статья 139 Гражданского кодекса РФ. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.03 г. № 15-ФЗ).].

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю [Статья 2 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.09.98 г. № 158-ФЗ].

Исключительная или эксклюзивная лицензия - лицензионный договор, по которому передается исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

Неисключительная лицензия — лицензионный договор, по которому лицензиар, предоставляя лицензиату права на использование объекта интеллектуальной собственности, сохраняет за собой все права, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Лицензиар - сторона лицензионного договора, в качестве которой может выступать патентообладатель, обязующийся в соответствии с лицензионным договором предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), за вознаграждение, выплачиваемое лицензиатом.

Государственный заказчик - государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами (федеральный орган исполнительной власти), или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами (в том числе федеральное казенное предприятие, государственное учреждение) [Статья 764 и ч. 2 статьи 778 Гражданского кодекса РФ].

Государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования и необходимые для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация [Статья 2 ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” от 07.05.99 г. № 97-ФЗ].

Государственный контракт - договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком, в частности победителем конкурса, по которому поставщик обязуется поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять товары (выполненные работы, отказанные услуги) и оплатить их или обеспечить их оплату [Пункт 2 статьи 763 и части 2 статьи 778 Гражданского кодекса РФ: статья 2 ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” от 07.05.99 г. №• 97-ФЗ].

Коммерциализация результатов научно-технической деятельности -это воплощение их в новые продукты и услуги с целью извлечения прибыли от использования результатов (технологий) с учетом затрат на их получение (разработку технологий). В законодательстве термина “коммерциализация” нет, он заменен выражением “вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот”.

(Автор выражает признательность И. Леонову за помощь в анализе юридической литературы)

Институт экономики переходного периода (ИЭПП) — ведущий российский центр исследований в области экономической теории, выработки стратегии экономического развития страны и рекомендаций по программам экономической политики.

Уникальность профиля Института — совмещение сугубо академических исследований с разработкой конкретных практических рекомендаций для институтов государственной власти различных уровней (федерального, регионального, местного).

Институт основан в 1990 г. как независимая некоммерческая организация.

Учредители Института: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, фонд “Центр социально-экономических исследований” (CASE) (Польша), Французский Институт экономической конъюнктуры (OFCE).

В составе ИЭПП 10 лабораторий, объединенных в 4 научных направления:

  • макроэкономические исследования;
  • социально-экономические исследования;
  • исследования реального сектора;
  • политическая экономия.

При Институте работает аспирантура очной и заочной форм обучения по специальностям “Политическая экономия” и “Экономика и управление народным хозяйством”.

Высший орган управления ИЭПП — Ученый Совет. Директор ИЭПП д.э.н., профессор — Е. Т. Гайдар.